Медовый месяц президента Зеленского показал его слабости

Ложкой дегтя стал Донбасс

Минул месяц с того момента, как выигравшему выборы на Украине Владимиру Зеленскому официально вручили президентскую булаву. За 30 дней он успел распустить парламент, уволить всех губернаторов и наделать кучу противоречащих друг другу заявлений. Как сказал глава России Владимир Путин, человеку нужно немало времени, чтобы понять, какие задачи стоят перед ним в должности главы государства. Но ситуация на Украине не терпит промедления, ведь, по словам самого Зеленского, украинцы не хотят умирать еще 5 лет, чтобы завершился конфликт на востоке страны.

С места в карьер

Уже накануне инаугурации Зеленского стало ясно, что уходящие власти сделают все возможное, чтобы превратить правление нового главы государства в «хождение по мукам». Они до последнего пытались отложить дату вступления президента в должность, гадая, что для них будет лучше: досрочные или очередные парламентские выборы. А после инаугурации большинство в Верховной раде, которое все еще составляют представители «Народного фронта» и «Блока Петра Порошенко», стало блокировать все предложения Зеленского — от увольнения членов правительства до закона об импичменте президента и незаконном обогащении. В отставку не смогли уйти даже те министры, которые сами изъявили такое желание, — глава МИД Павел Климкин и глава правительства Владимир Гройсман. Глава СБУ Василий Грицак тоже не смог уволиться из-за позиции парламента, поэтому просто ушел в отпуск, оставив вместо себя друга детства Зеленского Ивана Баканова.

При формировании администрации президента Украины у Зеленского не было проблем, но и там не обошлось без скандала. Главой АП стал Андрей Богдан. Кто-то называет его одним из лучших адвокатов Украины, а кто-то — марионеткой олигарха Игоря Коломойского, чьи интересы юрист представлял последние несколько лет. Связь Коломойского и Зеленского стала предметом особого внимания команды Порошенко еще во время второго тура президентских выборов. Во-первых, юмористическая передача «Квартал-95» Зеленского выходила на телеканале олигарха, во-вторых, сразу после его победы Коломойский вернулся на Украину из Израиля, куда он был вынужден бежать от преследования Порошенко. Теперь некогда один из богатейших людей Украины не скрывает своего желания вернуть контроль над «Приватбанком» и финансировать любые политические силы, которые будут бороться с прежними властями.

На этом фоне в команде Порошенко заявили, что Богдан не может стать главой АП, так как должность подпадает под закон о люстрации, а он работал в правительстве Николая Азарова времен Виктора Януковича. Но Зеленский заявил о готовности пересмотреть скандальный закон на соответствие конституции Украины, и критики поутихли.

Еще одним ударом по наследию Порошенко стало возвращение на Украину бывшего главы Грузии и Одесской области Михаила Саакашвили. Зеленский решил, что врага предыдущего президента несправедливо обидели, отобрав паспорт, и он может вернуться в Киев. Неудержимый «Михо» прилетел в столицу Украины на следующий же день после указа нового главы страны о возвращении ему гражданства.

Единая Украина

А что же с предвыборными обещаниями нового президента? Зеленский шел к власти под лозунгом о единой и неделимой республике, в которой все будут жить мирно и дружно. Оставаясь в целом на позициях евроинтегратора и сторонника вступления Киева в НАТО, Зеленский подчеркивал, что для него ценны русскоговорящие жители страны, а население самопровозглашенных ДНР и ЛНР при нем не будет восприниматься как вражеское. Однако уже во втором туре к будущему президенту стали появляться вопросы по Донбассу. С одной стороны, он говорил, что немедленно остановит войну, а с другой — отказывался от диалога с Донецком и Луганском. Это противоречие еще больше обострилось после инаугурации.

Например, много шума наделала поездка Зеленского на Донбасс. В отличие от Порошенко, который всегда посещал линию фронта в военной форме, новый президент был одет в гражданское. Однако он так и не встретился ни с одним из мирных жителей, даже растиражированные заявления касались только солдат, которые «защищают Украину от врага». После этого в Минскую контактную группу вернули Леонида Кучму, который сходу заявил о желании снять экономическую блокаду с Донбасса и подписать соглашение о недопущении ответных обстрелов. Но уже через неделю все надежды были погребены под предварительными условиями: в ДНР и ЛНР должны отказаться от рубля, а все национализированные предприятия нужно вернуть украинским собственникам. Очевидно, что на это самопровозглашенные республики могут пойти только после выполнения политической части Минских соглашений, но для этого Киев должен вступить в прямой диалог с Донецком и Луганском…

На этой неделе в Париже Зеленский, однако, еще раз подчеркнул, что к переговорам с «сепаратистами» не готов. Об этом президент Украины рассказал во время встречи с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Причем французский лидер сначала подумал, что его украинский коллега хочет начать диалог со своими территориями, но тот его одернул. Больше того, даже для встречи в нормандском формате, по мнению Зеленского, должны быть выполнены предварительные условия: освобождение всех украинских пленных и политзаключенных в России и на Донбассе, прекращение огня и так далее. Учитывая, что Украина не первый год добивается возвращения домой, например, «крымского террориста» Олега Сенцова и освобождения десятков крымских татар, осужденных за членство в запрещенной в России «Хизб ут-Тахрир», миссия кажется невыполнимой.

«Сейчас от Зеленского вообще не стоит ждать каких-то резких шагов по Донбассу или в отношении России. В июле состоятся досрочные выборы в Верховную раду, на которых должна победить его партия «Слуга народа». Ее рейтинг сейчас растет благодаря тому, что Зеленский использует максимально обтекаемую риторику. Кроме того, на Украине уже есть партия, которая выступает за диалог с Россией, ДНР и ЛНР, — это «Оппозиционная платформа — За жизнь». «Слуге народа» просто невыгодно конкурировать с ней на этой площадке, так как тогда партия президента потеряет голоса других социальных групп», — объясняет «МК» позицию Зеленского член Общественной палаты при МИД Украины Андрей Бузаров.

Медовый месяц президента Зеленского показал его слабости
Фото: president.gov.ua.

Учитывая, что Украина — это парламентско-президентская республика, а в Верховной раде у Зеленского пока нет собственной партии, он действительно не обладает всей полнотой власти. Однако, по оценкам центра «Социальный мониторинг», его «Слуга народа» уже пользуется поддержкой 47,5% избирателей. На втором месте находится «Оппозиционная платформа» (11%), на третьем — «Батькивщина» Юлии Тимошенко (8,7%), на четвертом — «Европейская солидарность» Петра Порошенко (8,3%), а на пятом — «Голос» музыканта Святослава Вакарчука (5,3%). Остальные партии вообще не пройдут в следующий созыв парламента, полагают социологи. Впрочем, на Донбассе скептически относятся к перспективе прорыва в выполнении Минских соглашений даже после парламентских выборов.

«После победы Зеленского на президентских выборах и возвращения Кучмы в переговорную группу Украины практически ничего не изменилось. Во-первых, украинским переговорщикам оказалось очень тяжело уйти от риторики Порошенко. Они делают над собой большие усилия, чтобы перестать кричать об «оккупации Россией Донбасса», но в целом выступления стали ненамного лояльней. И, возвращаясь на Украину, Кучма все равно вынужден оправдываться за то, что говорил о снятии блокады и так далее. То есть суть происходящего не изменилась, — рассказал «МК» официальный представитель ЛНР в политической группе на Минских переговорах. — Например, мы с сентября 2016 года требуем разведения войск. Непосредственно с Кучмой была согласована очередная попытка начала этого процесса в станице Луганской на 10 июня 2019 года.

Но украинская сторона примерно в 80-й раз нарушила предварительное требование о сохранении семидневного перемирия в районе. В результате доверия к обещаниям Киева у нас как не было, так и нет. Прошло уже 110 заседаний Минской контактной группы. За это время мы общались в самых разных тонах, в том числе ДНР и ЛНР предлагали украинской стороне 18 вариантов документов об особом статусе Донбасса, закона об амнистии, изменениях в Конституции, избирательного законодательства и так далее. В ответ с 2015 года Киев не сделал ни одного письменного предложения».

Завышенные ожидания

Пока президент Украины Зеленский остается более шоуменом, чем политическим деятелем. Новый глава государства очень любит образные высказывания и как будто не всегда понимает, что его слова могут быть неправильно восприняты как внутри страны, так и за ее пределами. Например, он предрек гибель «имперской России», после которой демократия должна прийти во все уголки постсоветского пространства.

Его высказывания о демократической шаурме, которая не дает «забронзоветь», уже стали мемом. А самым обсуждаемым поступком президента — его пробежка между струек фонтана в Мариуполе. Правда, последнее его откровение в Париже — про красивых украинок как туристический «бренд страны» — на родине не оценили. Слишком двусмысленно это прозвучало. И сейчас на Украине президента обвиняют в оскорблении соотечественниц.

И при этом за всем этим символизмом не видно вообще никакой стратегии развития Украины. И дело тут не только в Донбассе. По словам украинского политолога Алексея Якубина, проблема Зеленского заключается в том, что он зациклен на своем рейтинге популярности и не понимает, что за большой славой может наступить большое разочарование:

«Зеленский находится на этапе своеобразного медового месяца… Он только начинает осознавать себя президентом Украины и продолжает действовать в логике выборов. Это вносит много противоречий в его работу.

В принципе за первый месяц Зеленский мог сделать чуточку больше, учитывая, что во время предвыборной гонки он позиционировал себя как «президент мира». Конечно, у него нет контроля над Верховной радой, зато ему подчиняются СНБО и СБУ. Многие ждут, что он будет оперативно отменять решения Порошенко, но этого не происходит. Вместо этого он ведет себя как участник третьего тура президентских выборов — избегает окончательных решений, концентрируется на символических формах и так далее.

И пока никаких серьезных отличий от политики Порошенко не видно. Не происходит уменьшения тарифов ЖКХ, не предпринимаются шаги по урегулированию конфликта на Донбассе и так далее. Такое ощущение, что каждый раз, подходя к решению важной проблемы, Зеленский спрашивает себя: а не приведет ли это к понижению его рейтинга?

Зеленский победил на президентских выборах благодаря тому, что люди хотели голосовать за того, кто будет делать все не так, как делал Порошенко. Но слома системы не происходит. Складывается ощущение, что Зеленский хочет сохранить свой рейтинг, стоя на месте. В частности, до сих пор не подготовлено ни одного президентского указа, влияющего на жизнь страны.

Между тем за всеобщей любовью может прийти всеобщее разочарование. Зеленский хочет на волне своего успеха как можно скорее провести выборы в Верховную раду, а что будет потом? Волна популярности совершенно точно схлынет, и обнажатся социально-экономические проблемы. Зеленский — это тот человек, который привык, чтобы его любили. Новая ситуация будет для него очень сложным вызовом».

Артур Аваков

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

Обвиненный в убийстве спецназовца Белянкина «возможно мертв»

Далее

За 12 часов до прямой линии с Путиным начали работать следователи

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru