Но прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, напомним читателям, что власти занимаются этим уже не первый год
Воспитывать полезную привычку решили начать с москвичей и жителей Подмосковья: им первыми придется сортировать собственные отходы и раскладывать их по разноцветным контейнерам. За это «удовольствие» придется доплачивать отдельно, но специалисты говорят, что только так можно избежать экологической катастрофы.
В Солнечногорском районе, в 20 километрах от Зеленограда, собираются строить мусоросжигательный завод. 16 июня несколько сотен человек вышли на митинг. «МН» уже писал о десятках подобных акций не только в Московской области, но и по всей стране.
В прошлом году журналистов и немногочисленных активистов даже вывозили в Швейцарию, чтобы показать, как работают мусороперерабатывающие заводы там. Точную копию с использованием японско-швейцарской технологии обещают поставить и под Зеленоградом. После этой поездки часть оппозиционеров сдала свои позиции, другие же пытаются объяснить, почему европейские методы сжигания мусора не будут в нашей стране такими же эффективными.
Слишком сложная система
Мусороперерабатывающий завод (МПЗ), который показали делегации из России, находится недалеко от швейцарского Люцерна в маленькой деревушке. Здесь все как на сувенирных открытках — зеленые альпийские поля, уютные домики крестьян, а посреди этого патриархального пейзажа — громадное здание, напоминающее торговый центр. Российскому обывателю в последнюю очередь придет мысль, что именно в этом современном здании из стекла и бетона перерабатываются отходы практически со всей округи.
Местные жители рассказали, что только в ветреную погоду можно уловить небольшой запах, но он не доставляет неудобств. Рядом с чудо-МПЗ пасутся козы и растет экологически чистая кукуруза. Никаких труб с черным дымом, никаких печей для мусора. Гостям сразу объяснили, что в самом помещении давление понижено по сравнению с атмосферным. Благодаря этому воздух поступает внутрь, а не наружу, поэтому нет ни пыли, ни гари.
Вот центр управления, где перед множеством экранов сидит всего один сотрудник. На камерах хорошо виден весь процесс. Грузовики то и дело привозят отходы и сбрасывают их в специальные бункеры. Рядом помещение, где все перемешивается и отправляется дальше на утилизацию. Платят за утилизацию мусора частные компании в зависимости от количества отходов. Обязательное условие — они должны быть рассортированы. К примеру, радиоактивные элементы в котел не пройдут. Их зафиксирует датчик и сообщит об этом сотрудникам. Если вдруг обнаружатся, например, батарейки, то компании, привезшей их, грозит штраф.
Между тем специалисты говорят, что даже если в Подмосковье появится точная копия такого завода, количество вредных выбросов окажется в сотни раз больше, чем в Швейцарии. Доцент Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Валерий Сосновцев рассказал журналистам о своем исследовании: он сравнил реальные выбросы на швейцарском заводе и в Подмосковье.
«Сама по себе технология сжигания не обеспечивает безопасность выбросов», — считает ученый и ссылается на западный опыт.
Действительно, в Европе и Японии такая технология дает хорошие результаты. Но связаны они с тем, что в этих странах давно уже введен раздельный сбор мусора. Отходы жизнедеятельности там принято разделять по соответствующим контейнерам, поэтому на сжигание не поступают пластик и другие материалы, выделяющие при горении вредные вещества. В Швейцарии пластиковых бутылок в сжигаемом мусоре чуть больше одного процента. Остальные перерабатывают другим безопасным способом. В России в топку идет практически все. В мусоре, который будет поступать на будущий завод под Зеленоградом, прогнозируется почти 30 процентов пластика. Отсюда дикие показатели по вредным выбросам.
Как разделить мусор и не прогореть
Казалось бы, простая затея — научить людей разделять отходы производства по категориям — в России пока зашла в тупик. Сложно оказалось этот процесс организовать.
С 1 января 2019 года в Московской области внедряют самую простую — двухконтейнерную — систему раздельного сбора отходов. Контейнеры двух типов — для «чистого» мусора, подходящего для дальнейшей переработки, и для «грязного», который переработке не подлежит.
Обычная бумага, картон, газеты и журналы, пакеты от соков и молока, стекло — это все «чистый» мусор, он должен складироваться отдельно. Вакуумные лотки для сыра и колбасы, упаковка из фольги, пищевые отходы и многое другое — это «грязный» мусор.
В опубликованных инструкциях рекомендуется изучать этикетки товаров, где должно быть указано, подлежит ли материал переработке. Бутылки из-под растительного масла чаще всего сделаны из полиэтилентерефталата, флаконы для шампуней и бытовой химии, крышки от бутылок — из полиэтилена высокого давления. Эти типы можно перерабатывать. А вот материал, из которого делают блистеры для таблеток и косметики, вреден. Такие тонкости теперь надо запоминать.
Вот только разноцветные контейнеры по всему Подмосковью по-прежнему стоят набитыми чем попало. «Люди говорят, что у них нет места на кухне для нескольких мусорных ведер и нет времени и желания заниматься такой сортировкой. По-моему, это бесполезная затея», — жалуется журналистам руководитель одной из управляющих компаний Галина Метелкина.
По ее словам, каждый собственник квартиры или частного дома лично или через свою управляющую компанию заключает договор с региональным оператором на вывоз мусора. Именно оператор и должен разделять отходы на «чистые» и «грязные». Власти собираются штрафовать мусоровывозящие компании за их смешивание. За первое нарушение положен штраф в размере 200 тысяч рублей, при повторном нарушении — еще больше. На практике все получается по-другому.
«Приезжает мусорная машина и оба контейнера сваливает вперемешку в один кузов. Так зачем заниматься сортировкой?» — спрашивает один из жителей Люберецкого района на интернет-форуме.
Уже в начале следующего года Москва пойдет по пути Подмосковья. Вероятно, плата за вывоз мусора перейдет из разряда жилищной услуги в коммунальную и будет вынесена отдельной строкой в платежке. Москвичам это обойдется в копеечку, впрочем, как и жителям области. Например, квартира площадью 65 кв. метров в Подольске. Сейчас собственники платят за вывоз мусора 340–350 рублей в месяц. После введения новой системы получается 7,6 рубля за 1 кв. метр, или почти 500 рублей.
Треть москвичей готова к раздельному сбору. А как в других регионах?
Между тем глава столичного департамента природопользования Антон Кульбачевский заявил, что собирать отходы раздельно готовы уже 30 процентов москвичей: «Наша глобальная задача — снизить нагрузку на полигоны за счет раздельного сбора отходов. И, как показывают опросы, уже более 30 процентов москвичей готовы к раздельному сбору мусора. Сейчас появились предприятия, готовые к раздельной переработке пластиковых отходов».
Сами москвичи пока не понимают, как это будет выглядеть на практике. Будут заварены мусоропроводы в многоэтажных домах, а во дворах выставлены разноцветные баки?
«Два контейнера. То есть во двор будет приезжать две мусороуборочные машины? Иногда и одной-то не дождешься», — спрашивает кто-то. «Одни доход начнут от переработки получать, а жители, помогающие сортировать сырье для получения кем-то прибыли, будут платить за это. Удобно устроились чиновники и их друзья-бизнесмены» — это еще одно мнение.
«Мне кажется, что забота об экологии должна как-то поощряться, а тут повышение цен — наказание, — пишет москвич Максим Тутаев. — А зачем мне это нужно, да еще за дополнительную плату — не понимаю… Буду бросать все в одно ведро — и в мусоропровод, что хотите делайте…»
Столичные власти пока на эти вопросы ответа не дали. Должно быть, продолжают изучать иностранный опыт… А в других регионах, поди, и подавно еще не сдвинулись с места. И об этом говорят «мусорные» сводки, очень напоминающие фронтовые. Поистине плохо там, где все плохо лежит…
Наталья Пуртова
“Новый вторник”