Как Володя Шарапов Пашку-Америку ловил

Преступник, добывший грабежами почти миллион рублей, не скрывал лица и убивал без сожаления, но погорел из-за любовницы

Грабеж средь бела дня

70 лет назад в Москве было совершено крупнейшее за все послевоенное время вооруженное ограбление. Причем преступники ограбили не кассу или ювелирный магазин. И жертвой их стал не какой-нибудь подпольный миллионер или богатый коллекционер тех времен.

Средь бела дня прямо в Госбанке были ограблены и убиты две сотрудницы Московского финансового института (МФИ). Женщины работали в МФИ кассирами и получили для выдачи зарплаты работникам этой организации около 300 тыс. полноценных советских рублей.

Погода в тот день стояла не по-весеннему морозная, а машины, как назло, все не было. Поэтому кассиры простояли в фойе банка почти до закрытия финансового учреждения. Но вот около 18.00 рядом с ними появился молодой человек. Женщины уже было подумали, что это и есть шофер. И тот действительно спросил: «Ну что, это вы деньги везете?» «А что?» — недоверчиво переспросила старшая. В ответ незнакомец вдруг вынул из-за пазухи пистолет и выстрелил в нее несколько раз, убив на месте.

В этот момент вторая, более молодая и расторопная, схватила сумку с зарплатой и бросилась прочь, но поскользнулась и упала. Налетчик еще два раза нажал на спусковой крючок, попав ей в голову, затем схватил сумку и выскочил из здания банка. На улице его уже поджидал автомобиль «Победа», сев в который он скрылся.

Свидетелем этой сцены, которая длилась всего несколько секунд, стал вахтер банка. Но он смог сообщить лишь приметы убийцы, который, по его словам, был одет в серый плащ, а на его шее красовался щеголеватый белый шарф.

Работали только по-крупному

Это было уже не первое ограбление неизвестной бандой. В феврале они успели ограбить несколько продуктовых магазинов, и выручка налетчиков составила при этом 120 тыс. рублей. Огромная по тем временам сумма!

И всюду свидетели показывали на допросах, что главарем банды был высокий щеголеватый молодой человек в сером плаще и с белым шарфом на шее. Налетчики не скрывали своих лиц и всегда действовали нагло и дерзко. Осведомители же все как один утверждали, что это действует шайка под главенством Пашки-Америки.

Выяснилось, что во время убийства кассиров преступник случайно оставил отпечаток одного из своих пальцев, по которому оперативники узнали его имя. Им был некий Павел Андреев, судя по картотеке, уголовник, который еще в 1930-х годах попался на воровстве и отсидел в тюрьме.

Пашка вырос на окраине Москвы. В их местном клубе как-то показывали американский фильм про чикагских гангстеров, красиво живущих за счет грабежей. Пацану тогда очень понравился стиль жизни заокеанских воротил преступного мира. Но для того, чтобы жить красиво, нужно было как-то добывать средства. И Пашка стал воровать.

Попавшись и отбыв свои пять лет, он вернулся в Москву прямо перед войной и сколотил банду. Со временем главарь понял, что мелкими грабежами состояния не сделаешь. Нужно было брать по-крупному, а для этого он выработал для своих подопечных жесткие правила: после «дела» никаких кутежей и встреч. Собирались члены банды по телефонному звонку предводителя.

Для этого он снял в Сокольниках шикарную квартиру с телефоном в сталинском доме. Себе Пашка часто позволял расслабляться. Местами его времяпрепровождения стали московские рестораны, из которых больше всего он обожал «Националь».

За всеми злачными заведениями оперативники МУРа уже давно установили негласное наблюдение. Ведь именно там преступники, как правило, и прогуливали заработанные неправедным трудом деньги.

Именно в «Национале» и задержали сыплющего деньгами молодого повесу, который, правда, на поверку оказался модельером Павлом Никитиным. И обыск на его съемной квартире ничего не дал, поэтому Никитина отпустили.

Подпольная типография

Кстати, этим делом занимался и легендарный муровец Владимир Арапов — прототип Володи Шарапова из знаменитого телефильма «Место встречи изменить нельзя» (его сыграл Владимир Конкин — Ред.). Он встречался со свидетелями по делу и родственниками Пашки-Америки.

Между тем 25 апреля в центре Казани произошла драка в закусочной «Минутка». Инициатором беспорядков стал ранее судимый гражданин Никифоров по кличке Граф. Ничего необычного, но при задержании выяснилось, что паспорт дебошира подделан.

Рецидивиста взяли в оборот. Подделка документов — расстрельная статья, а Графу не хотелось быть посланным в расход. И он пошел на сотрудничество с милицией, но рецидивист знал в лицо только того, с кем встречался для «размещения заказа» (подделки паспорта). Поэтому под присмотром оперативников он вновь встретился на местном рынке с посредником, продавцом кумыса, которого сразу же проверили: мужчина по документам оказался чист.

Но спустя некоторое время тот сам пришел в отделение милиции, чтобы выправить паспорт своему сыну. После того как торговец ушел, сыскари сняли отпечатки пальцев, которые тот опрометчиво оставил на графине, стоявшем на столе (когда пришедший писал заявление, ему пришлось отставить графин в сторону).

Отпечатки идентифицировали, и тут выяснилось, что никакой это не торгаш, а матерый вор, документы которого тоже были мастерски подделаны. Оказавшись припертым к стенке, посредник выдал местонахождение подпольной типографии, которую тут же накрыли.

Владельцем ее оказался очень аккуратный человек: он фиксировал не только «доход» и «приход», но и имена всех своих заказчиков до и после переделки документов. Так стало ясно, что Павел Никитин — не кто иной, как Павел Андреев. Но в стране тысячи как тех, так и других. Решили более пристально присмотреться к тому самому Никитину, которого недавно уже задерживали.

«Модельер» вел себя примерно и никак не проявлял преступных намерений. Однако в один из дней он встретился на Пушкинской площади с шикарно разодетой дамой. Оперативники оторопели: так это же известная московская карманница Лелька Боброва.

«Шерше ля фам»

Задержать Лельку «на кармане» оперативникам не составило труда. А в околотке выяснилось, что и ее паспорт тоже фальшивый. Щипачку поставили перед выбором: или она выдает настоящее имя того, с кем встречалась в центре Москвы, или ее дальнейшую судьбу будут решать уже в органах госбезопасности, которые, собственно, и ведали подделкой документов. И Лелька сделала свой выбор, подтвердив догадку оперативников, что это тот самый Пашка-Америка.

Когда-то он, влюбившись, привез карманницу в Москву из глубинки, снял комнату, дал денег и ввел в столичный воровской мир. Просил только об одном — молчать. Но идти по расстрельной статье не хочется никому, тем более молодой красивой девушке. И она выдала любимого, надеясь на снисхождение в суде. Через день всю банду задержали вместе с Андреевым. Выяснилось, что всего на их счету грабежей почти на миллион рублей, так что на расстрел главарь уж точно заработал.

Удачливому налетчику не подфартило с любовницей, но зато «повезло» с приговором: Павла Андреева приговорили к 25 годам якутских лагерей. В стране действовал мораторий на смертную казнь, введенный в 1947 году. А ведь всего через несколько месяцев после этого (12 января 1950 года) исполнение смертных приговоров возобновили. Говорили, что «холодным летом 1953-го» во время всеобщей амнистии его выпустили вместе с сотнями тысяч заключенных, кто-то, дескать, даже видел его в Москве.

Хотя утверждать никто не брался. Зато точно известно, что Лелька Боброва действительно заслужила снисхождение: ее приговорили всего лишь к трем годам лишения свободы. Но, заразившись в лагерях чахоткой, она вскоре умерла. Тут уж ничего не поделаешь — такова судьба.

А в 1977 году сняли художественный фильм «Трактир на Пятницкой», и одного из главных героев по сюжету зовут как раз Пашка-Америка. Правда, тот, киношный преступник, перековавшийся в честного человека, ничего общего не имел с настоящим Павлом Андреевым, жестоким грабителем и убийцей.

Виталий Карюков

“Новый вторник”

Ранее

Возить нельзя оставить

Далее

Реабилитации не подлежит

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru