СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕВШИ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО БЛОХУ ПОДКОВАТЬ
В пермском музее современного искусства PERMM целый месяц бесплатно работала выставка достижений россиян в области нанотехнологий «Смотрите, это – НАНО!».
У входа на выставку – гигантский черный алмаз-неваляшка. Алмаз – потому что формой напоминает. Неваляшка – потому что, как и одноименная игрушка, не падает. В этом мы убеждаемся, пару минут толкая «алмаз» туда-сюда. Игрушка, конечно, увлекательная, забавы отнимают у нас несколько минут, но причем тут нано? На помощь приходит экскурсовод Мила. Она объясняет, что нанотехнологии – это, проще говоря, манипулирование тем, из чего состоят вещества, то есть молекулами, и тем, из чего состоят молекулы – то есть атомами. Чтобы представить себе, насколько микроскопичен наноуровень, можно взять блоху, отрезать от нее 1/6 часть – вот тебе и нано.
Кстати, алмаз-неваляшка, хотя и всего лишь арт-объект, к нано имеет самое непосредственное отношение: он изготовлен из карбона. Наноматериал карбон внешне и на ощупь похож на пластик, но гораздо прочнее оного. Мила дает нам небольшой лист карбона, предлагает сломать. Честно пытаемся это сделать: руками, об коленку – не поддается. Карбон уже вовсю используют: за границей армируют мосты, а фирма «Мицубиси» изготавливает карбоновые подфарники.
Два экспоната выставки – дело рук и умов не далеких столичных светил, а пермяков. Например, «женские» кирпичи, которые изготавливают из стеклянной тары. В измельченное стекло добавляют реагент, который перестраивает атомы в нужном порядке, и получается кирпич, выдерживающий температуру от – 2500 до +6500 С.
В почетном углу выставки – солнечные батареи, произведенные в столицах. «В Америке, в Греции, – сказала Мила, – они применяются повсеместно. Люди не только не платят за электричество, но еще и муниципалитетам продают излишки энергии». А вот диодная нанолампа, изобретенная в Питере: потребляет 15 ватт энергии, а отдает света на 60-100 ватт. Нанолампа появится в продаже до конца года и будет стоить около 1000 рублей. Цена божеская, если учесть, что лампа рассчитана на 50000 часов горения, то есть примерно на 12 лет.
Следующий экспонат – «асфальт будущего» – вызывает бурную реакцию. Специалисты питерской фирмы измельчают отработанные автопокрышки, добавляют реагент, который перестраивает атомы, и получается добавка, которой все нипочем. Из такого асфальта сделали 5 км дороги «Москва – Санкт-Петербург» шесть лет назад. С тех пор дорогу не ремонтировали. Потому что не нужен ремонт. По словам Милы, в Перми одно время работала фирма-дочка производителя «асфальта будущего», но загнулась.
– Все зависит от политической воли руководителя, – говорит Ирина Чайкина, генеральный директор фирмы-производителя «асфальта будущего». – Если ему нужны хорошие дороги, то он требует от своих подчиненных, от подрядных организаций применения самых современных технологий. В таких регионах легко работать. В других же вопрос стоит совсем иначе, например, за два месяца до конца года срочно освоить остатки бюджетных денег. Не важно, как, не важно, с каким качеством. Главное, чтобы дорога была уложена в рамках бюджетного планирования и по минимальной стоимости. А то, что ее на следующий год придется ремонтировать вновь, – это не сильно заботит. В таких регионах сотрудничать не получается.
Наталья МАЛЬЦЕВА
ПЕРМЬ
ФАКТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
На мировом рынке нанотехнологий Россия занимает всего 0,04 процента.