В разгар туристического сезона украинские власти пригласили путешественников посетить зону отчуждения в Чернобыле
Попытаемся разобраться, станет ли эта идея суперпроектом или крупнейшей авантюрой? А еще почему люди в отпуске вместо привычной Турции готовы тонуть в непроходимых болотах?
Чернобыль — это словно ожившие кадры из фильма ужасов. Обветшавшие многоэтажные дома с пустыми стеклами, детские площадки с ржавыми каруселями, брошенные еще в те времена автомобили — свидетели паники и бегства десятков тысяч людей из накрытого смертельным облаком города. Все, что здесь есть, — это сумрачный пейзаж катастрофы, напоминающий о том, как легко может быть разрушена жизнь целого города.
До сих пор в охраняемой зоне отчуждения Чернобыльской АЭС официально работали лишь специалисты. И когда президент Украины Владимир Зеленский объявил о том, что зловещая территория станет одним из туристических объектов, многие не поверили своим ушам. Ни в одной стране мира никто не решался пустить праздных зевак в места старых атомных катастроф. Даже в засекреченном уральском городе Челябинск-40 (ныне Озерск), где в далеком 1957 году произошла первая в истории СССР трагедия — тогда на комбинате «Маяк» взорвался контейнер в хранилище радиоактивных отходов, на место событий до сих пор не пускают посторонних.
Но президент Украины не шутил. «Сегодня я подписал указ, который станет началом превращения зоны отчуждения в одну из точек роста новой Украины. Для начала мы создадим зеленый коридор для туристов и уберем предпосылки для мелкой коррупции», — заявил Зеленский.
Сразу возникло немало вопросов. Насколько безопасно такое путешествие и не рискуют ли туристы за собственные деньги получить дозу радиации?
Заместитель генерального директора по науке и биомедицинским технологиям Федерального медицинского биофизического центра имени Бурназяна Наталия Шандала заявила, что прибывшие в Чернобыль гости получат облучение не больше, чем при обыкновенном рентгене. По ее словам, время сделало свое дело и большинство смертоносных химических элементов уже не опасно.
«Проблема может быть с плутонием, его период полураспада — тысяча лет», — говорит Наталия Константиновна. Химики утверждают, что это вещество не самое угрожающее для человека, но при определенных условиях и в больших дозах может нанести немалый ущерб здоровью и даже стать причиной онкологических заболеваний.
«Если Украина разрешила туризм, то этот процесс должен регулироваться. Нам пока неизвестно, есть ли соответствующие документы, проложены ли специальные безопасные маршруты, насколько они обходят загрязненные участки», — подчеркивает эксперт.
Еще одна проблема — пыль, и она, вероятно, может нанести вред человеку. Известно, что в самом саркофаге, накрывшем атомный реактор, есть система пылеподавления, которая обязательно включается раз в месяц. Куда исчезают мельчайшие горячие частицы из этого смертельно опасного места, какую роль играют в окружающей среде, пока непонятно.
Между тем генерал-майор Николай Тараканов, который руководил операцией по удалению высокорадиоактивных элементов из особо опасных зон Чернобыльской АЭС, добавил журналистам, что посещение этого района опасно. «Кроме идиотизма в этой идее я ничего не вижу», — добавил Тараканов.
По его словам, в чернобыльской зоне нельзя находиться минимум 100 лет. К тому же там по-прежнему возможна утечка радиации, так как в старом саркофаге есть трещины.
Его поддержал президент Союза «Чернобыль» России Вячеслав Гришин. «Возможно, с точки зрения экономики Украины это определенный шаг. Мы знаем, что после американо-британского сериала «Чернобыль» интерес к этой теме возрос. Но Чернобыль — большая зона, которая сохраняет опасность», — сказал Гришин.
А вот сами любители приключений уже собирают деньги и получить дозу радиации вовсе не боятся. «Нелегально много лет туда туристы ездят. Иногда целые автобусы завозили. Так что Зеленский просто хочет легализовать этот бизнес и навести там порядок», — пишет блогер и путешественник Иван Рожнов.
Впрочем, заядлые сталкеры не сомневаются, что как только Чернобыль почистят, покрасят и придадут ему мемориальный вид, желающих поехать туда станет в разы меньше. Пока он интересен людям исключительно своей аномальностью.
Наталья Пуртова
“Новый вторник”