ПРАВДА ПРОТИВ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО УГАРА
Пятилетнего Рому Тарнавского бандеровцы зарезали в октябре 1951 года только за то, что он пел на сельской улице о краснозвездных бойцах-освободителях. А спустя десятки лет необандеровцы убили мальчика еще раз, глумливо разрушив на Львовщине поставленный ему памятник.
Такая же участь постигла на западе Украины тысячи мемориальных комплексов и отдельных скульптурных изваяний, увековечивших в послевоенную пору соотечественников, погибших от рук фашистов и их пособников-палачей из Организации украинских националистов (ОУН).
Именно фотографией Ромы Тарнавского открывается «Книга памяти жертв бандеровщины (Львовская область, 1944-1952 годы)», подготовленная представителями левых сил региона. Ее нельзя читать без содрогания. Каждый материал – документальное свидетельство кровавых злодеяний, которые чинили недобитки из дивизии СС «Галичина», Украинской повстанческой армии и бывшие полицаи.
В книге содержится 2688 архивных записей о зверском уничтожении членами ОУН крестьян, рабочих, учителей, милиционеров. Их вина состояла в том, что они сотрудничали с советской властью, восстанавливали разрушенное в войну хозяйство, жаждали мирного созидания. Если учесть, что в большинстве скупых сведений сообщается об истреблении целых семей, то истинный счет жертв намного больше. Но и эти данные, как подчеркивается в предисловии, – лишь малая толика страшных преступлений «героев нации», до сих пор оправдывающих свои действия борьбой за создание независимой, самостийной Украины. На их руках – кровь сотен тысяч замученных, зарубленных, задушенных, расстрелянных жителей и из соседних областей – Тернопольской, Ивано-Франковской, Волынской, Ровенской.
Списки жертв даны в алфавитном порядке. С какой буквы ни начни – трагическая судьба этих людей одинакова, причем их гибель датирована и 47-м, и 49-м, и даже 52-м годом… Но ведь Львовскую область освободили от немецко-фашистских захватчиков еще в июле 1944 года!
Да, гром войны откатился на запад, а в мае 1945-го и вовсе стих. Здесь же и в 1952 году взрывались мины и гранаты, стрекотали пулеметы и автоматы – гитлеровское командование при отступлении щедро вооружило своих пособников, оставшихся в тылу наступавших советских войск.
«Это они, ОУНовцы, подняли черную метель, пронесшуюся по западу Украины опустошительным гоном, – писал известный прозаик и публицист Юрий Мельничук, памятник которому был снесен во Львове в первые же дни пресловутой «незалежности». – Эти люди, эти земли испытали на своем веку всякое, но такого разгула, на который пошли украинские националисты, еще не было».
Банды ОУН терроризировали и тех, кто возвращался с фронтов Великой Отечественной войны. Они ненавидели бывших солдат и офицеров за их вклад в разгром фашизма, за участие в строительстве новой жизни. Стремясь использовать военный опыт вчерашних бойцов, бандеровцы пытались втянуть их в свои банды, а когда те отказывались, убивали не только их, но и родителей, детей. Пройдя трудными фронтовыми дорогами, многие воины погибли от рук ОУНовцев, делавших вылазки из лесных схронов по ночам.
Бандеровцы применяли к своим жертвам жесточайшие методы истязаний: медленно душили их специальными удавками, рубили топорами, живыми закапывали в землю, бросали в колодцы, топили в ледяной воде.
В одной из инструкций воякам УПА ее главнокомандующий Роман Шухевич, офицер немецкого абвера, требовал в 1948 году: «Украинская повстанческая армия должна действовать так, чтобы все, кто признал советскую власть, были уничтожены… Пусть из 40 миллионов украинского населения останется половина – ничего страшного в этом нет».
Почти в каждом селе Львовской области в советские времена были сооружены мемориальные комплексы или обелиски, на которых рядом с фамилиями погибших участников Великой Отечественной войны золотыми буквами были вычеканены имена местных жителей, у которых отняли жизнь бандиты ОУН. Тогда чтили память о павших. Однако нынешние вандалы-националисты сначала затерли надписи, а затем и вовсе разрушили эти памятники. Зато повсюду поднялись отлитые из бронзы главари и кумиры национал-патриотов – Евгений Коновалец, Степан Бандера, Роман Шухевич и их подельники.
Фактический материал «Книги памяти жертв бандеровщины» не подбирался специально. В ней сообщается лишь о злодеяниях, совершенных ОУНовцами лишь в одной Львовской области. Но то же самое происходило в послевоенное время и в соседних регионах. Теперь палачи, душители и вешатели (а в книге называются не только их бандеровские клички, но имена и фамилии) здесь обелены и обеспечены такими льготами, о которых не могут мечтать ветераны Великой Отечественной войны. Делается это, оказывается, «во имя национального примирения».
Поистине – кощунству нет предела!
Степан ЛЕВЧУК
ЛЬВОВ