Государственный банк развития ВЭБ.РФ планирует выделить до 340 миллионов рублей на обновление подвижного состава государственных предприятий городского общественного транспорта в десяти городах страны. Об этом со ссылкой на соответствующий документ сообщает газета «Коммерсант».
Отмечается, что речь идет, в частности, о таких населенных пунктах, как Екатеринбург, Нижний Новгород и Новосибирск. Планируется, что программа может быть распространена и на другие города; в таком случае объем инвестиций составит 2 трлн рублей. Москва и Санкт-Петербург в данную программу включены не будут.
По данным «Ъ», в рамках программы планируется не только обновить подвижной состав, но и модернизировать инфраструктуру, ввести регулирование тарифов на оплату проезда, а также провести реформу операторов и создание нескольких концессионных предприятиях. Для реализации всех указанных проектов планируется приобрести более 95 тысяч автобусов, 6 тысяч троллейбусов, 6,5 тысяч трамваев и около 3,5 тысяч электробусов. Общая стоимость обновления парка техники в первых десяти городах при этом составит 196 млрд рублей; оставшаяся сумма будет потрачена на реконструкцию необходимой инфраструктуры.
Предполагается, что для реализации проекта ВЭБ.РФ запросит средства Фонда национального благосостояния (ФНБ); по имеющимся данным, об этом ранее заявлял глава банка развития Игорь Шувалов. При этом ранее ВЭБ.РФ уже получил разрешение на использование денег фонда на проекты компаний «Газпром»» и «Новатэк». Заемные средства должны будут составить лишь 60% финансирования, тогда как 15% средств должны будут предоставить частные инвесторы, а еще 25% от суммы будет предоставлено в рамках капитального гранта.
Представители Министерства промышленности и торговли РФ, комментируя указанную инициативу, заявили, что готовы принять участие в реализации проекта. В Минфине, в свою очередь, заявили, что по программе пока не принималось решений, а в Минтрансе отметили, что специалисты ведомства участвуют в обсуждении деталей проекта.
В группе ГАЗ и КамАЗе, которые являются крупнейшими производителями автобусов в России, поддержали данную инициативу, поскольку возраст более половины автобусов в стране превышает 10 лет; при этом представители завода из Набережных Челнов отметили, что они не принимали участие в обсуждении проекта, добавив, что основная часть заказов приходит от операторов из Москвы, Казани и Санкт-Петербурга. При этом за прошлый год в России было выпущено 13 тысяч автобусов; согласно плану проекта, темпы производства на уровне 7 тысяч таких машин в год позволяют полностью реализовать программу к 2035 году.