Проект «Азориан»

Подъём К-129

Для американцев погибшая лодка стала даром небес. Как только определились с точным местонахождением К-129, стали думать, как можно поднять лодку. Юридических проблем не было – руководство СССР официально отказалось от лодки. Важным аспектом было и то, что советский ВМФ не мог помешать работам по подъёму лодки – флот не знал место в океане, где затонула К-129. Вопрос стоял только один – глубина, на которой покоилась К-129.

Работа водолазов исключалась по определению, всё должна была сделать подводная автоматика, которой еще не существовало в природе, и которую надо было создать. В начале 1969 года в ЦРУ началась дискуссия о возможности подъёма ценного секретного оборудования с такой глубины. Американцев интересовало буквально все: конструкция подлодки, механизмы и инструменты, сонары, документы. Особый интерес был к шифрам. Если бы удалось извлечь аппаратуру радиосвязи, можно было бы с помощью ЭВМ вскрыть алгоритмы кодировки информации и решить с помощью этого глобальную задачу – вскрыть всю систему развертывания и управления ВМФ СССР. Не меньший интерес представляло ядерное оружие – на борту лодки находились три ракеты Р-21 с мегатонной ядерной боеголовкой в каждой и две торпеды с ядерными боевыми частями. Учитывая огромную глубину, на которой лежала К-129, успех операции оценивался в 10% – нужно было поднять с глубины 5 км затонувший корабль весом в 1750 тонн.

В ноябре 1968 года заместитель министра обороны Дэвид Печард представил президенту США доклад, в котором аргументировал необходимость проведения операции по подъему К-129. Основными доводами в пользу этого приводился интерес специалистов к советским баллистическим ракетам, торпедам и ядерным зарядам, а также шифры и коды.

Проект подъема был одобрен лично президентом США Ричардом Никсоном в 1969 году. По мнению советника президента по национальной безопасности Генри Киссинджера, подъем был крайне желателен, чтобы узнать сильные и слабые стороны оружия СССР.

Курировали проект Джон Парангоски, один из руководителей отдела науки и технологии ЦРУ, а также Эрнест Зеллмер, ветеран Второй мировой войны и специалист по подводным лодкам Военно-морской академии США. Этот строго секретный отдел работал в павильоне под названием «Дженнифер». Поэтому многие статьи в 1970-х ошибочно назвали эту операцию проектом «Дженнифер». В СССР это название тайной операции также получило широкое распространение. В октябре 1970 года команда Парангоски пришла к выводу: единственная возможность поднять «К-129» – это создание специального корабля с уникальным механизмом высокопрочных лебедок.

«Гломар Эксплорер»

ЦРУ начало большую работу по осуществлению проекта «Азориан». Все проблемы можно было разделить на две большие группы.

Во-первых, было необходимо спроектировать специальное судно, оснащенное специальными захватами и очень мощными лебедками для того, чтобы поднять груз весом около 2 000 тонн на высоту 5 500 метров.

Во-вторых, нужно было продумать легенду, для чего строится такое необычное судно, и что оно будет делать длительное время в одной и той же точке мирового океана.

ЦРУ предложило использовать для прикрытия очень неоднозначную личность в крупном американском бизнесе – американского миллиардера Говарда Хьюза.

В империи Хьюза были судостроительные верфи. И, наконец, по складу характера миллионер был авантюристом. Он ввязывался в различные проекты, абсурдные на первый взгляд, но приносившие немалые выгоды впоследствии. В американском фильме «Авиатор» его прекрасно сыграл актер Леонардо Ди Каприо.

Выбор партнера был не случаен. Владелец фирмы, мультимиллионер Говард Хьюз как нельзя более подходил для этой роли. Он был давним другом и партнером ЦРУ, и не раз оказывал разведывательному ведомству всевозможные услуги. Вся инфраструктура его компании была нацелена на сохранение секретности работ, что при проведении операции “Азориан” было одним из основных условий. Кроме того, Хьюз владел многими компаниями, которые производили высокотехнологичное оборудование. Именно у него были созданы первые лазеры, изготовлялись системы наведения баллистических ракет, трехмерные радары, телекоммуникационные спутники.

Правительство США заключило контракт с компанией “Хьюз Тул” на постройку весьма необычного «геологоразведочного судна». Был выделен и первый транш – около 200 миллионов долларов. Всего на программу ЦРУ выделило 350 миллионов долларов. Сейчас, с учетом инфляции, она составляет 1,7 миллиарда долларов. Сумма для 70-х годов ХХ века огромная.

Изначально строящееся судно получило название MV «Hughes Glomar Explorer», в дальнейшем, первое слово убрали, и оно стало называться «Гломар Эксплорер» (MV «Glomar Explorer»). Это было уникальное судно водоизмещением 50 000 тонн. С помощью высокопрочных лебедок оно позволяло поднимать грузы весом до 4 250 тонн. Посреди корпуса у него был сделан вырез длиною около трети корпуса (длина «Гломар Эксплорера» 190 метров), называвшийся «центральной прорезью». Над ней были установлены вышка и две подвижные колоны. Снизу “прорезь” закрывалась днищевыми щитами с резиновыми уплотнителями. Это помещение получило название “Лунный бассейн”. Его размеры составляли 60,6 х 22,5 х 19,8 м. Он служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата и частей поднятой подлодки. Именно туда предполагалось поместить поднятую со дна К-129.

В комплект оборудования «Гломар Эксплорер» входил док-понтон HMB-1, оснащенный гигантскими захватами-щупальцами, изготовленными по форме обводов корпуса К-129 и глубоководный аппарат «Клементина». Если бы советскую подлодку удалось поднять целиком, ее бы спрятали в этом доке. Экипаж «Гломар Эксплорер» состоял из 170 человек и был укомплектован служащими-контрактниками ЦРУ. Всего же в операции «Дженнифер» в той или иной форме было задействовано свыше 4 тысяч человек.

«Гломар Эксплорер»
«Гломар Эксплорер»

Естественно, официально судно числилось собственностью Хьюза и предназначалось для исследования океанского дна с целью разведки полезных ископаемых. В ноябре 1972 года судно было спущено на воду, в следующем году его достройка была завершена.

После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный переход в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, вдали от любопытных глаз, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.

Подъём К-129

В июле 1973 года судно было отправлено на ходовые испытания к берегам Никарагуа, якобы для глубоководной добычи марганца. Вся американская пресса с интересом рассказывала о новом начинании чудаковатого миллиардера. Успешно пройдя проверку, летом 1974 года «Гломар Эксплорер» направилось к Гавайям, в район гибели советской подводной лодки, прибыв на место 4 июля. Корабль измерительного комплекса «Чажма» и военный спасательный буксир СБ-10 засекли странное судно в интересующем советскую военно-морскую разведку районе Тихого океана. Американцы всерьез опасались штурма «Гломар Эксплорер». Экипаж завалил ящиками вертолетную площадку, чтобы предотвратить вертолетный десант. Однако после того, как советские корабли увидели проводимые на «Гломар Эксплорер» работы по состыковке труб и спуску их в воду, судно было классифицировано как гражданская плавучая платформа с оборудованием для бурения морских скважин. Усыпив, таким образом, бдительность советской стороны, корабль ЦРУ приступил к непосредственному выполнению операции по подъему подводной лодки. Справедливости ради надо сказать, что не все в разведке Тихоокеанского флота поверили в легенду, но факт остается фактом – «Гломар Эксплорер» остался без «пригляда» кораблей ОСНАЗ.

Нарастив до 5 километров длину труб, американцы опустили ко дну Тихого океана док-понтон со стальными щупальцами-захватами, которыми при помощи подводных телекамер управляли операторы ЦРУ. Металлические клешни сомкнулись на корпусе К-129 и начался её подъем. Но случилось непредвиденное – когда док-понтон был уже почти на поверхности, К-129 внезапно разломилась на две части в месте пробоины. Кормовая часть подлодки с большей частью погибшего экипажа, баллистическими ракетами и рубкой шифровальщика опять рухнула на пятикилометровую глубину. У ЦРУ остались первые два носовых отсека с торпедами, оснащенные ядерными боеголовками и тела шестерых погибших подводников. Предварительное изучение поднятых обломков было произведено непосредственно на борту судна. Затем «Гломар Эксплорер» вместе со своим драгоценным грузом отправилось в Гонолулу. Во избежание возможных дипломатических осложнений поднятые тела погибших советских моряков были захоронены в океане, по принятому в СССР ритуалу. Один из сотрудников ЦРУ, знающий по долгу службы русский язык, зачитал по-русски специально составленный текст, и контейнер с телами подводников, покрытый советским военно-морским флагом, под звуки гимна СССР, был опущен в воды Тихого океана. Из-за высокого радиационного фона тела спускали в металлических гробах. Согласно опубликованной Госдепом переписке, изначально рассматривалась возможность сохранить личные вещи покойных для последующей передачи родным – это могло бы ослабить напряжение, если бы Советский Союз узнал о проекте. В плахах ЦРУ было продолжение экспедиции в следующем году. Американцам были необходимы советские баллистические ракеты и военно-морские шифры. Но в эту история вмешался его величество случай.

Разоблачение

Весной 1975 года одна из бандитских группировок Лос-Анджелеса совершила налет на офис Говарда Хьюза, где хранилась документация по «проекту Дженнифер». Один из документов попал в руки «акул пера», и 19 апреля 1975 г. на страницы мировой печати выплеснулась сенсационная история о сверхсекретной операции ЦРУ по подъему советской субмарины с ядерным оружием. В феврале 1975 года газета «Лос Анджелес Таймс» опубликовала статью о проекте «Дженнифер». Подлинное название операции стало известно только в 2010 году. Оправившись от первоначального шока, Москва заявила Вашингтону решительный протест, одновременно приготовившись, при необходимости, пресечь продолжение «проекта Дженифер» вооруженной силой. В районе гибели К-129 целых полгода несли боевое дежурство корабли советского ВМФ, получившие приказ не допустить подъема со дна океана оставшейся половины подлодки любой ценой, вплоть до бомбежки всего района. Попытались помешать работам и в советском МИДе, но безуспешно. Правовая позиция американцев была безупречна – о гибели К-129 нигде официально объявлено не было, следовательно, работы по подъему «неизвестной» субмарины законны. Другую претензию Москвы – о кощунственном нарушении вечного покоя советских моряков – американцы отклонили на том основании, что тела погибших были перезахоронены по всем советским ритуалам. Скандал вышел очень громкий и неприятный для США. Белый дом был вынужден дать задний ход и отменить вторую часть подъёма. ЦРУ был вынужден подчиниться. Ракеты Р-21 и шифры остались на дне Тихого океана. В активе разведки были только две советские ядерные торпеды.

Подготовка к подъему

Послесловие

Опосредовано эта история была показана и в кино. Есть версия, что сценаристы Бондианы, работая над сценарием фильма «Шпион, который меня любил», вышедшего в 1977 году, включили в фильм сюжет о гигантском танкере, заглатывающем ракетные субмарины после скандальной публикации о проекте «Дженнифер» и «Гломар Эксплорер».

Об аварии советской подлодки вновь заговорили в начале 1990-х годов, когда многие белые пятна нашей истории стали достоянием гласности. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Борису Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел шести советских подводников из экипажа «К-129». Троих из них: торпедиста матроса В. Костюшко, старшего гидроакустика матроса В. Лохова и старшего торпедиста матроса В. Носачева удалось опознать по документам. Тела всех шестерых поместили в контейнер, т.к. останки были радиоактивны. Затем с соблюдением советского военно-морского ритуала погребения, 4 сентября 1974 года, под молитву капеллана на русском и английском языке и под гимны СССР и США, контейнер опустили в океан. К чести американцев, церемония была проведена искренне и с уважением к советским морякам.

Что же касается «Гломар Эксплорер», то по завершении операции этот шедевр американского судостроения, как это довольно часто случается с уникальным оборудованием, оказался никому не нужен. Все попытки сдать его в аренду коммерческим фирмам для каких-либо подводных работ не увенчались успехом. В результате судно «Гломар Эксплорер» было передано в резерв ВМС США и поставлено на якорь в бухте Суисан, штат Калифорния. В 2010 года «Гломар Эксплорер» передали в аренду международному консорциуму по освоению океанского дна “Оуэшн Минералес”, и его переоборудовали в буровое судно. По своему новому назначению оно используется до сегодняшнего дня, но для историков навсегда останется “кораблем, поднявшим со дна океана подводную лодку К-129”. До марта 2012 года судно было зафрахтовано «Marathon Oil», и работало у берегов Индонезии.

«Гломар Эксплорер»
«Гломар Эксплорер»

До сих пор проект «Азорина» является секретным. По некоторым данным три президентские администрации потратили на проект около 800 миллионов долларов (в ценах 70-х годов ХХ века). Сегодня, с учетом инфляции, эта сумма составляет около 4-х миллиардов. Этих денег хватило бы на отправку еще одной экспедиции на Луну.

С другой стороны, ценность её, с точки зрения полученной информации, не так и велика. Шифры остались на дне Тихого океана. Через несколько лет после катастрофы советский ВМФ принял на вооружение новые баллистические ракеты для подводных лодок Р-29. А американцам достались только советские торпеды с ядерной боевой частью.

Но, бесспорно, проект «Азориан» стал одним из самых выдающихся достижений морской инженерии ХХ века.

Андрей Максимов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Испания выделит 300 миллионов евро на борьбу с последствиями банкротства Thomas Cook

Далее

Украинский «Голливуд»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru