Ровно год назад под сводами Государственного Кремлевского Дворца прозвучал необычный концерт
Тогда на главной сцене страны выступил практически восставший из пепла ансамбль «Ариэль». Четверо участников старого, золотого состава группы — Валерий Ярушин, Борис Каплун, Ростислав Гепп и Сергей Шариков — вновь собрались вместе, чтобы исполнить свои неувядающие хиты 70-х. Такой подарок по случаю 50-летия коллектива устроили своим верным поклонникам прославленные музыканты, за что получили бурные и продолжительные овации зала.
Корреспондент «НВ» встретился с Валерием Ярушиным, неизменным руководителем «Ариэля» на протяжении нескольких десятилетий, чтобы поговорить не только о том знаменитом концерте, но и о сегодняшней жизни маэстро.
— Валерий Иванович, знаем, что и в нынешнем году вы принимали поздравления, да еще какие — 12 июня, в День России, вам исполнилось 70 лет.
— Было дело (улыбается). Приятно, что меня поздравил сам Текслер, губернатор Челябинской области, в которой я начинал «Ариэль» (последние 15 лет Ярушин живет и работает в Москве. — Ред.), поблагодарил за все, что я сделал для Южного Урала.
— А про прошлогодний концерт в Кремле вспоминаете?
— А как же! Ведь это был шикарный концерт. Причем с потрясающей аппаратурой — и световой, и звуковой.
— Тот концерт был для вас чем-то важным?
— Вы знаете, в последнее время, к сожалению, многие коллективы раздваиваются или растраиваются, как «Песняры», например. И в этом нет никакой трагедии, кроме каких-то особенностей. Наш «Ариэль» раскололся в 1989 году. Это было время, когда Горбачев разрешил вольные хлеба, и у многих крыша поехала: можно, оказывается, работать на свой карман, не заботясь особенно о содержании. А я — творческий человек. Просто мы не поняли друг друга тогда. И я ушел из того «Ариэля», челябинского, в котором проработал 19 лет. Из старого состава нас осталось четверо. Вот мы однажды и решили забыть все ссоры, зарыть топор войны хотя бы на время нашего юбилея, и собраться. Остальное вы знаете.
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— Выступаю с московским составом группы «Ариэль», исполняя песни только собственного сочинения, аранжировки — это мой авторский проект. К 50-летию группы вышел уже мой 15-й альбом — «Монологи». В нем сочетаются совершенно разные стили — от бардовской песни до хард-рока. Зато я сделал в нем упор на стихи — мне нравится хорошая поэзия. В «Монологах» звучат прекрасные стихи германской поэтессы Галины Шейне-Мюльдорфер и «Котовского на Арбате», как называют самобытного русского поэта Артура Макарова — запомните это имя.
— Как вам, в целом, удается не терять энергичности, вдохновения? Не просто генерировать новые песни, но и ездить с гастролями? Кроме того, вы ведь еще и в Футбольном клубе звезд эстрады «Старко» играете?
— Да, стараюсь держать форму и в этом отношении. Но мне, и это главное, не дают сидеть на месте встречи с молодыми музыкантами. Пока мои ровесники продолжают пить пиво (сам я уже 18 лет ничего подобного не пью), я встречаюсь с ними, получая истинное вдохновение.
А еще был случай
(Из воспоминаний Ярушина)
— Вы не поверите, но за два с половиной года, где-то с 1996-го по 1999-й, я написал 2064 песни. А дело было так. Один из поэтов невысокого полета, из богатеньких, попросил «сделать так, чтобы мои стихи пелись». Никаких худсоветов дедушка не устраивал, а вот денежки отваливал мне хорошие. Я приходил к нему и раз в два дня писал по 10–15 песен. Причем писал добросовестно и, кстати, получались неплохие песни. Полуфабрикаты, конечно, которые требовали доработки. А если серьезную аранжировку делаю, то уходит не одна неделя.
Ольга Козина
“Новый вторник”