С 1 января 2020 года размер ставки «утилизационного сбора» для некоторых автомобилей возрастет более чем вдвое
Владельцы седанов и внедорожников с двигателем более 3,5 литров будут вынуждены платить больше на 145%, а обладатели «малолитражек» до 1 литра — на 46,1%. Но больнее всего нововведение, подписанное премьер-министром России Дмитрием Медведевым еще 15 ноября, ударит по «легковушкам» с двигателем от 1 до 2 литров — наиболее массовому и популярному типу транспортных средств в стране, обладателем которого является если не каждый второй, то уж точно каждый «полуторный» гражданин России. И именно для этого ряда, во многом состоящего из представителей так называемого «народного автопрома», налог увеличится более чем вдвое, а именно — на 112,4% (пример см. ниже).
Посему возникает целый ряд закономерных вопросов, на которые мы постараемся максимально подробно ответить в этом материале. Итак, прокатимся?
Что такое утилизационный сбор?
Начнем с того, что само по себе понятие «утилизационный сбор» или, как его еще называют «утильсбор», появилось в России в 2012 году и с тех пор регулируется 1 пунктом 1 статьи 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года. Согласно указанной в документах формулировке, утильсбор — это единоразовый платеж в пользу государства, который взымается с приобретающего транспортное средство гражданина для обеспечения экологической безопасности окружающей среды, а также охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта.
Грубо говоря, сумма утильсбора, полученная государством при покупке транспортного средства в дальнейшем будет направлена на его утилизацию, соответствующую всем экологическим нормам.
На базовой ставке нововведения не отразятся никак. Ее фиксированный размер:
• 20000 рублей для легковых автомобилей, использующихся в некоммерческих целях;
• 150000 для автомобилей коммерческого характера, а также грузовых автомобилей, автобусов и фур.
А вот значения коэффициента, соответствующие строго определенному году выпуска автомобиля, его размеру и массе, с 2020 года увеличатся в большую сторону. И именно в этом — причина увеличения ставки утилизационного сбора.
К примеру, раньше утилизационный сбор за легковой автомобиль 2017 года выпуска, коэффициент расчета для которого, в соответствие с Перечнем коэффициентов от 11.12.2015 года равен 0,17, составлял 3400 тысяч рублей. Теперь же, за счет того, что коэффициент увеличивается на 112,4% (с 0,17 значение вырастает до округленных 0,36), перемножение базовой ставки в 20 000 и нового коэффициента дает нам сумму в 7200 рублей.
Каждый ли платит подобный налог или есть исключения?
Да, подобные послабления все-таки существуют. Так, от уплаты утильсбора освобождаются авто, возраст которых достиг 30 и более лет. Но и здесь не все так просто: во-первых, автомобиль во время своего срока службы не должен был использоваться в коммерческих целях (то есть, эксплуатация для получения водителем какого-либо дохода), а во-вторых — иметь в комплектации «родные» раму, кузов и двигатель.
Помимо этого, утильсбор не платят владельцы транспортных средств, находящихся в собственности диппредставительств, консульств, международных организаций, а также сотрудников указанных учреждений и членов их семей. А еще, от сбора будут освобождены авто, ввезенные в Россию в качестве личного имущества участников программы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.
Важно знать!
Если вы покупаете автомобиль у лиц, указанных в двух последних случаях, то утилизационный сбор все же придется заплатить.
Отразятся ли нововведения на стоимости автомобилей?
Отразятся, но в каждом случае — по-разному. Если говорить об импортном автопроме, то здесь рост цен состоялся бы даже без увеличения утильсбора, ведь, по статистическим данным Автостата, рынок падает уже седьмой месяц подряд. Простой пример: изначально большинство заводов строились с расчетом, что потребительский сегмент сможет поглощать до трех миллионов автомобилей в год. Но в прошлом году было продано всего 1,8 миллионов авто, а уходящий рискует оставить после себя всего 1,3 миллиона успешных сделок.
Прибавьте сюда еще отмену компенсации пошлин за ввоз комплектующих из-за границы, традиционное повышение цен на новый модельный ряд и сам утильсбор, который, по мнению экспертов Автостата, «переложат на покупателей». Пропорционально росту налога растет и цена на сам объект. А это, по прогнозам ведомства, — около 7–10% процентов.
Иначе обстоит дело с отечественным рынком транспортных средств, которому многие эксперты предвещают лишь незначительный рост в пару процентов за счет компенсации утилизационного сбора самими производителями, свободными от пошлин и обремененными меньшим налоговым обложением. Так, руководитель волгоградского регионального отделения Движения автомобилистов России Армен Оганесян считает, что в грядущих реалиях упор, скорее всего, будет делаться именно на отечественных производителей.
— Сейчас говорить о том, как введение утильсбора отразится на отечественном и импортном автопроме крайне сложно, — отмечает эксперт, — хотя бы потому, что в полной мере оценить его функционирование можно будет лишь с нового года. Однако с учетом того, что правительство уже неоднократно декларировало необходимость поддержки местных товаропроизводителей, то, видимо, преференции будут направлены именно в их сторону. Также можно предположить и другой исход, когда преимущество будет на стороне импортных брендов, но только тех, которые не ввозят, но собирают свою продукцию на территории Российской Федерации.
Нельзя сказать, что повышение ставки утильсбора — это шаг правительства, направленный сугубо на продвижение отечественного авторынка. Скорее всего, немаловажную роль в подобного рода индексации сыграл еще и мировой тренд на защиту окружающей среды. И пока все население России не получит возможность пересесть на электрокары — с каждым разом придется платить все больше и больше.
Размер утилизационного сбора рассчитывается исходя, с одной стороны, из базовой ставки, соответствующей определенной категории транспортного средства, а с другой — из коэффициента расчета суммы.
Василий Бидин
“Новый вторник”