Почему мужчины не хотят жениться
Недавно Счетная палата обнародовала информацию об опасной убыли населения России. По данным ведомства, за период с января по август 2019 года число россиян сократилось на 219,2 тысячи человек. В сравнении с тем же периодом прошлого года убыль выросла на 50,1 тысячи граждан. Соответственно, в России стало меньше регионов с растущим населением (сократилось с 20 до 17). В 32 регионах смертность превзошла рождаемость в 1,5–2,1 раза. И подобная статистика наблюдается уже четвертый год подряд. Демографы связывают такие показатели прежде всего с существенным падением рождаемости и высокой смертностью населения.
Почему россияне, несмотря на социальные усилия государства — предоставление в последние десятилетия молодым семьям финансовой поддержки, других преференций — не желают плодиться и размножаться? В чем причина? И что надо бы сделать на уровне государства, чтобы страна не ушла в демографическое пике?
Разобраться в глобальных причинах поведения современной молодежи помог наш постоянный эксперт — главный внештатный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью, член-корреспондент РАН, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А.Лопаткина Олег Аполихин.
«Поколение 90-х предпочитает жить для себя»
— В настоящее время пик активной репродуктивности приходится на тех, кто был зачат и родился в девяностые годы и вырос уже с новыми представлениями о традиционных ценностях, вернее, с их отсутствием, — начал Олег Иванович. — Молодежь взрослела в пореформенный период, и у нынешних юношей и девушек мы наблюдаем ломку сознания. Альтруистические ценности советского общества 50–90-х годов нивелируются, на первый план выдвигается прагматическое сознание, что полностью соответствует потребительной культуре современной западной цивилизации и культуре эгоистических интересов личности. Из них главное — материальное благополучие, получение удовольствий, успешная карьера и т.п. Дети для современной молодежи — их рождение, забота о них, физические и психологические нагрузки, связанные с их содержанием, воспитанием, ограничение личной свободы — лишь помеха на пути удовлетворения своих эгоистических и потребительских интересов.
Так что демографическая проблема в стране, на мой взгляд, требует решения прежде всего нравственных проблем. Приведу пример в подтверждение своих слов. Богатая сытая Европа (россияне в том числе) не рожают не от бедности. Посмотрите: полуголодная Индия в этом плане догоняет Китай. И аборты, по статистике, чаще делают женщины из благополучного 30–45-летнего контингента, имеющие достаток, образование, строящие карьеру. Материально не обеспеченные 17–25- летние делают аборты на порядок реже. Так что проблема демографического инфантилизма лежит больше в плоскости нравственного взгляда на рождение детей. Сформировалась некая социальная мифологема: «не рожаем, потому что бедны». Но это не так: уровень жизни сегодня статистически на порядок выше тех же 90-х или 60-х годов прошлого столетия.
У представителей нынешней цивилизации свои кумиры, и в их «образ счастья» крепкая традиционная семья с большим количеством детей, к сожалению, не входит. Это доказывает официальная статистика: на данный момент в России суммарный коэффициент рождаемости составляет примерно 1,588 рождения на 1 фертильную женщину, в то время как для простого воспроизводства населения необходим коэффициент 2,1, не говоря уже о росте популяции. И данный тренд в обозримом будущем будет сохраняться. По расчетам специалистов по демографии, если в России коэффициент рождаемости будет находиться ниже 1,2 в течение еще 35–40 лет, то в стране начнется процесс дезинтеграции. Трудоспособных людей для содержания пожилой части населения будет катастрофически не хватать. Более того, Россия будет не в состоянии удерживать и дальше территорию страны в нынешних границах.
— Нежелательная перспектива. Где искать решение демографической проблемы? Может, где-то за рубежом уже есть ответ на этот вопрос?
— Нет ничего нового под Луной: все правильные и мудрые базовые позиции, на которых создавалось человечество, были в нем заложены изначально. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» никто не отменял, а корни демографических проблем нашей страны, как я уже сказал, лежат в сфере нравственности.
Но нынешняя ситуация с глобальным современным обществом, которое практически уже превратилось в общество глобального потребления, говорит о пагубности направления, в котором мы движемся. Давайте говорить откровенно: началом современной тенденции демографического коллапса стала сексуальная революция на Западе. Общество требовало свободных отношений и безответственности. Это привело, Россию в том числе, к созданию гормональной оральной контрацепции, формированию абортивного сознания, в конечном итоге к множественным половым инфекциям и патологическому росту бесплодия.
— И во весь рост в России встала проблема бесплодия…
— Да, мы занялись поиском решения проблемы бесплодия, но, опять же, не стали обращаться к истокам и менять нравственную парадигму мышления. Пошли научно-механическим путем: ЭКО, суррогатное материнство. И вплотную приблизились даже к созданию искусственной матки. Но искусственные репродуктивные технологии — не инструмент повышения рождаемости, а опасный и сложный метод, исключительно для индивидуальных историй. Вместо того чтобы решать проблему в корне — изменение сознания человека — мы занимаемся поиском волшебной таблетки.
Центром смысла современного человека мы сделали здоровье и бессмертие — вот два глобальных «божка» современной цивилизации. Мы увлеклись комфортностью и так называемым биохакингом — бесконечным улучшением себя. Это одна категория населения, другая пребывает в бесконечном круге самоуничтожения: пьянство, беспорядочные половые связи, безответственность и бессемейственность. Нравственная развращенность сделала нас физическими банкротами, катастрофически стареющим населением. Европа быстро стареет. Ожидается, что к 2050 году люди в возрасте 60 лет будет составлять четверть населения всех регионов за исключением Африки. Мы оказались на пороге беспрецедентного демографического вызова.
Есть только одна страна, которая сегодня не переживает демографический кризис, — это Израиль. И, как ни странно, никто не критикует эту страну за сохранение традиционной модели существования. В этой стране упор сделан на нравственное воспитание молодежи, я бы сказал, даже религиозное, вкупе с высоким статусом материнства.
Ранние половые связи приводят к бесплодию
— Олег Иванович, сегодня даже специалисты мало говорят о причинах заболеваний в области репродуктивного здоровья россиян. Кто больше «подводит»: мужчины, женщины?
— Действительно, о причинах репродуктивного нездоровья населения нашей страны говорится мало. Хотя только 4% из всех факторов, влияющих на репродуктивные функции российских мужчин и женщин, являются неизменяемыми (генетика и некоторые другие). ВОЗ вообще говорит о том, что лишь 0,4% проблем со здоровьем зависит от генетических мутаций, остальные человек приобретает в течение жизни. Накладывается множество факторов: образ жизни, воспитание, экология, социальная среда, ментальность, информационный прессинг и др.
Доказано, что серьезнейшее влияние на репродуктивное здоровье мужчин и женщин и рождение детей в России оказывает все более раннее начало половой жизни. Сегодня возраст сексуального дебюта снизился уже до 14 лет, а возраст вступления в брак вырос почти до 30 лет. У девочек ранняя сексуальная жизнь повышает заболеваемость половой сферы. У мужчин ориентир на так называемые гражданские браки (сожительство без женитьбы) размывает семейные ценности, снижает желание создавать семьи, заводить детей. Все больше молодых людей не хотят обременять себя ответственным родительством и заботой не только о семье, но и о своем здоровье. Свое свободное время они предпочитают тратить на все те же развлечения и удовольствия.
Ранние добрачные и многочисленные половые отношения, аборты разрушают организм и мужчин, и женщин, приводят к бесплодию, к инфекциям.
— Но дело не только в сексуальном поведении молодежи, есть, пожалуй, и другие причины, негативно влияющие на репродуктивное здоровье российских мужчин и женщин?
— Безусловно, много и других причин. Взять хотя бы питание современного человека. Оно по определению нездоровое. Выращенные на стероидах, антибиотиках мясо и птица; хлеб, в содержании которого заложена едва ли не вся таблица Менделеева; бутилированная хлорированная вода с убитой природой; порошковое молоко (больше молочный продукт)… Плюс различные химические добавки в продуктах, красители, усилители вкуса, консерванты, которые, естественно, не добавляют здоровья. Напротив, все это ведет к нездоровью людей, к ожирению, в том числе и детей. Сравните: если в 60-х годах в СССР 15-летних детей с ожирением было всего 4% (и это были действительно медицинские диагнозы, вроде диабета второго типа), то сейчас диагноз «ожирение» имеют уже 62% детей в возрасте 15 лет.
И 80% этого заболевания связано с образом жизни. Даже среди спортивной молодежи стало модным употреблять так называемое спортивное питание, которое «оглушает» эндокринную систему организма. В будущем гормонозависимые пациенты могут стать хроническими больными: половые и иммунные расстройства, бесплодие. Пора ставить вопрос о прекращении безрецептурной продажи гормоносодержащих препаратов и их бесконтрольного применения. Но сегодня те же противозачаточные препараты можно покупать в аптеке без рецепта.
Другая крайность: большинство мужчин, если у них ничего не болит, и не пойдут к врачам. Подождут, пока гром не грянет. Но бывает и поздно. Может выясниться, что на зачатие повлиял хронический простатит, а мужчина прожил в браке много лет и узнал об этом слишком поздно.
Справка “МК”
Из всех российских мужчин репродуктивного возраста официально страдают бесплодием 4 миллиона. Неофициально — еще больше. Но на прирост населения репродуктивное здоровье влияет лишь в 13% случаев, еще 12% — репродуктивные потери (материнская и младенческая смертность, аборты, выкидыши). А остальные 75% — это потери из-за неправильного репродуктивного поведения.
— То есть если россияне не захотят жениться и рожать детей, то никакие медицинские меры не помогут, — прокомментировал цифры наш эксперт Олег Аполихин. — Чтобы изменить демографическую ситуацию, нужно работать с ядром личности человека, с его установками и ценностями и формировать мотивацию в этой интимной сфере. Из центра внимания общества выпал человек и его здоровье. Я говорю не только о физическом, но и о духовном здоровье, которые невозможны одно без другого. Мы в центре поставили болезнь и стоимость ее лечения и умножили на энное количество раз. Использование принципа «делаю, потому что могу» недопустимо там, где ценой является жизнь человека.
Российской медицине помогут 4 «П»
— Но давайте все же поговорим о нашей системе здравоохранения. Вы не один раз, в том числе со страниц «МК», обращали внимание на то, что «существующая куративная система здравоохранения не способна остановить снижение рождаемости в стране, что вливание все новых финансов в лечение заболеваний вместо борьбы с причинами их возникновения бесперспективно». Что-то меняется?
— Современная медицина — это точное отражение общества потребления и торжество т.н. куративного подхода к здравоохранению, когда все силы и отпущенные госсредства направлены на лечение болезней, а не на их профилактику. То есть на то, что трудно изменить, и можно только попытаться улучшить состояние больного. В условиях рынка больной человек является идеальным потребителем лекарств. К сожалению, в мировом здравоохранении все построено на том, чтобы людям было оказано как можно больше медуслуг. А ключевым показателем эффективности медицины все чаще становится оказание объема услуг, а не количество вылеченных больных.
Но еще тысячу лет назад китайский философ Конфуций сказал: «Хороший врач приходит к пациенту за 3 года до болезни, а плохой врач — через 3 дня после ее наступления». Иными словами, комплементарная, куративная модель медицины, тесно связанная с ценностями общества потребления, действует только на следствия и последствия, в то время как нужно работать с причиной — прежде всего не дать человеку заболеть. Это и есть основа профилактической медицины, где упор делается на прогнозирование рисков и предотвращение заболеваний.
— И что надо бы сделать на уровне государства, чтобы переломить негативную демографическую ситуацию в нашей стране? Вы уже более 5 лет главный внештатный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью…
— Во-первых, необходимо коренное изменение всего целеполагания системы здравоохранения таким образом, чтобы главным показателем эффективности работы было не количество пролеченных больных, а число не заболевших. И планомерная кропотливая работа с сознанием населения. Медицина должна быть обращена к каждому человеку персонально, быть профилактической, а не лечащей уже сформировавшиеся болезни. А пациент должен стать равноправным партнером врача. Такой подход кардинально меняет представления наших врачей о своей роли, ведь до последнего времени в медвузах их учили лечить болезнь, а не человека.
В апреле 2019 года вышел приказ Минздрава России «Об утверждении Концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины». В нем вполне весомо обоснованы основные принципы нового подхода (предикция — меры по созданию условий, предотвращающих само появление заболеваний; превентивность: активные профилактические меры в группах риска; персонализация — индивидуальный подход к каждому пациенту. И, наконец, это партисипативность — профилактика и вовлеченность пациента, участие в процессе лечения и принятия решений. Последнее, что касается репродуктивного здоровья, я считаю основополагающим. Осознанная ответственная вовлеченность граждан в процесс оздоровления, заинтересованность в качественном образе жизни.
Но без структурных изменений в отечественном здравоохранении не обойтись. Нужно менять законодательную нормативную базу начиная с фундаментального закона — Конституции России в этой части. А именно — сделать пациента субъектом права, чтобы человек по закону сам имел право быть в том числе ответственным за свое здоровье.
Александра Зиновьева
По материалам: “Московский комсомолец”