На фоне доставки в Северную очередной партии обедненного гексафторида урана (ОГФУ) встрепенулись экологические активисты от Петербурга и Москвы до Архангельска и Екатеринбурга, где прошли пикеты. Они не верят в безопасность технологии переработки так называемых «урановых хвостов», внедренной на Уральском нефтехимическом комбинате, принадлежащем корпорации «Росатом».
Оппозиционные деятели не остались в стороне. Активистов поддержали юрист ФБК (признана иноагентом) Любовь Соболь и депутат петербургского ЗакСа Борис Вишневский. С помощью последнего в культурной столице прошли пикеты, организованные известным градозащитником Красимиром Врански. Он вообще называет гексафторид урана «ядерными отходами».
В городе на Неве за разгрузкой судна «Михаил Дудин», доставившего «урановые хвосты», наблюдала комиссия ЗакСа, куда входит и главный противник ввоза «отходов» Борис Вишневский. Замеры радиационного фона убедили депутатов в безопасности контейнеров, продемонстрировав, что при норме в 50 микрорентген в час прибор показывает лишь 25. Однако Вишневского это не устроило.
Акции протеста прошли в городах Свердловской области, куда должны доставить «урановые хвосты» на переработку. Одним из главных организаторов выступил лидер свердловского отделения партии «Яблоко» Сергей Хоренженко. Он не только пишет об акциях в соцсетях, но и обращался к региональным властям с требованием запретить ввоз «отходов».
При этом депутат сравнивает «урановые хвосты» с санкционными продуктами:
«Особенно циничными эти поставки «радиации» в Россию выглядят на фоне продуктового эмбарго. Европейские продукты в нашу страну ввозить нельзя, а урановые «хвосты», как оказалось — можно!»
Компанию «яблочникам» в Екатеринбурге составили активисты «Гринпис» во главе с художницей независимого объединения Post Art Фра Анжеликой, повторяющей тезисы оппозиции: не верю заявлениям «Росатома» о безопасности контейнеров.
«Яблочники» пользуются устоявшимся в сознании людей стереотипом об «опасности обедненного урана», несмотря на его ввоз еще в Советском Союзе. Новый председатель партии Николай Рыбаков пытается изо всех сил перед грядущими выборами в Госдуму набрать медийный вес, подключаясь ко всем протестным акциям в регионах, где люди выступают против решений власти.
Убежденный в том, что «урановые хвосты» — не ценное сырье, а «радиоактивные отходы», Борис Вишневский, вероятно, не в курсе, что только Россия обладает современной технологией переработки гексафторида урана. Она позволяет получить энергию и дополнительные миллиарды долларов, которые уйдут на развитие промышленности и энергетики. Вишневского не волнует потенциально вредная перевозка фосфора, калия и угля, поскольку «обедненный уран» звучит куда страшнее и опаснее, несмотря на отсутствие в мире ЧП.
Но прислушаться к мнениям специалистов в этом вопросе сложнее, чем заниматься привычным делом — раскачиванием людей на протесты, пользуясь их страхом перед «радиацией». После того, как тема с «урановыми хвостами» иссякнет, Вишневскому и его соратникам придется придумывать новую причину выходить на улицы с плакатами.