На четвертом году офицерской службы выпало мне Новый год встречать на атомоходе, под толщей океанских вод
Для создания хорошего настроения мы, свободные от боевого дежурства офицеры, украсили кают-компанию и столовую гирляндами, блестящим «дождиком». Вывесили стенгазету с новогодними поздравлениями. Были в тот день и веселый концерт, и Дед Мороз со Снегурочкой, чьи роли исполнили подходящие по комплекции мичман и матрос…
Но в самый разгар веселья на центральном посту атомохода раздался телефонный звонок. Корабельный доктор просил у командира «добро» на срочную операцию.
Как оказалось, она потребовалась штурманскому электрику, старшему матросу Николаю Запутряеву. Несколько дней Запутряева мучила боль в боку. К доктору не обращался. Честно сказать, боялся. А в новогоднюю ночь матросу вообще стало худо, и это сразу заметил старший лейтенант медицинской службы Николай Пахомкин. Детально обследовав больного и сверив анализы, доктор принял единственно верное на тот момент решение: «Срочное хирургическое вмешательство».
Командир атомохода, после некоторого раздумья, дал разрешение и сам спустился в операционную. Каждое хирургическое вмешательство, даже порой самое незначительное, — это риск для командира. А операция в дальнем походе, под водой — риск двойной. На хирургическом столе лежал лучший штурманский электрик. Об этом командир хорошо знал. А что знал он о корабельном докторе? Да почти ничего! Ведь Николай Пахомкин был прикомандирован на лодку буквально перед самым выходом в море. Скромен. Молчалив. Срочную служил на малом противолодочном корабле (МПК), успешно закончил военно-медицинскую академию. Вот, пожалуй, и все.
Но финал в этой истории — лучше не придумаешь. По сложившейся традиции, на этой подлодке всякий раз выбирался герой дня. Им мог стать любой подводник: ракетчик после меткого старта в трудных условиях, гидроакустик, обнаруживший при сложной гидрологии на предельной дистанции цель, кто-то еще. А в тот день, как вы уже догадываетесь, героем дня стал доктор, точнее — старший лейтенант медицинской службы Николай Пахомкин. И он (опять же по сложившейся традиции) мог выбрать фильм из имевшейся на борту кинотеки. В тот памятный день по заказу доктора 1 января 1980 года в кают-компании крутили кинокомедию «Афоня».
Валерий Громак
“Новый вторник”