«Потёмкин» королевства Нидерланды

Восстание моряков голландского броненосца «Де Зевен провинсен» повторило историю 1905 года в России

ХХ век богат на различные знаковые события. Предтечей русской революции и всех дальнейших событий, произошедших с нашей страной, стало восстание моряков на эскадренном броненосце Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический». Те читатели, которые учились в школе во времена СССР, хорошо помнят уроки истории по этой теме. «Потемкин», подняв красный флаг, вместе с миноносцем №267 вышел из Севастополя в Чёрное море. Закончилось все интернированием кораблей в румынском порту Констанца.

Об этом восстании знают многие. Но оно имело продолжение через 28 лет за многие тысячи километров от границ России. В этой статье мы расскажем о восстании на голландском броненосце «Де Зевен провинсен» в Индонезии в 1933 году.

Голландская Ост-Индия

Королевство Нидерланды – старая колониальная держава. Именно колонии позволили вначале голландским купцам накопить капитал, а с конца XIX века обеспечить индустриальное развитие страны. В ХХ веке полезные ископаемые и другое сырьё из Ост-Индии – главным образом нефть, каучук, сахар, чай, табак – составляли основу дохода страны. До 20-х годов ХХ века особого беспокойства колонии в Юго-Восточной Азии метрополии не доставляли. Между европейскими странами существовали, а самое главное, соблюдались договоренности по колониальным владениям. Вооруженные силы Нидерландов в Индонезии были небольшими. Всё изменилось, когда в 20-х годах ХХ века императорская Япония стала заявлять свои права на территории и страны в регионе. И хотя формально претензии Японии пока к Индонезии не касались, в Гааге всё поняли правильно. К тому же резко усилилась разведка Японии в голландских колониях.

Военно-морской флот Нидерландов был не очень большим, к тому же он был разделен на два флота – флот метрополии, задачей которого была оборона побережья Северного моря и недопущения его блокады и высадки десанта, и колониальный флот. Правительство страны и морской штаб выбрали следующую стратегию. В метрополии, на Северном море находятся 4 броненосца береговой обороны, учебный крейсер, 8 старых миноносцев, 9 подводных лодок, 1 минный заградитель и 1 канонерская лодка. В Ост-Индии же находились 1 броненосец береговой обороны, 4 новых легких крейсера, 8 новых эсминцев, 20 подводных лодок, 2 канонерские лодки, 10 минных заградителей и 17 тральщиков. К этому надо добавить внушительную группировку морской авиации. Видно, что власти королевства очень волновала неприкосновенность своей колонии.

«Де Зевен провинсен»

В начале рассказа необходимо сделать небольшое пояснение. На рубеже ХХ века основной силой любого флота были эскадренные броненосцы. Мощь любого флота определялось их количеством. Но в 1906 году в Великобритании был спущен на воду и вошел в строй линейный корабль принципиально нового типа – HMS «Dreadnought». Корабль был построен по новой концепции – «all-big-gun» – «только большие пушки».

HMS «Dreadnought» («Дредноут»)
HMS «Dreadnought» («Дредноут»)

С появлением «Дредноута» разом обесценились флоты всех стран мира. Один такой корабль мог уничтожить в бою эскадру броненосцев. Эскадренный броненосец нес 4 крупнокалиберных орудия и имел скорость 14-16 узлов. Дредноуты несли 10-12 крупнокалиберных орудия и имели скорость 21-25 узлов. В Первую мировую войну эскадренные броненосцы ещё принимали участие, но после её окончания быстро сошли на нет. Но у эскадренных броненосцев был и «младший брат» – броненосцы береговой обороны. По сути, это были маленькие броненосцы, имеющие на вооружении от двух до четырех крупнокалиберных орудия, предназначенные для защиты побережья своей страны. После наступления эпохи дредноутов, строительство броненосцев береговой обороны не прекратилось. Они стали современными боевыми кораблями, на них появились паровые турбины и дизельные двигатели. В межвоенный период броненосцы береговой обороны входили в состав флотов Швеции, Норвегии, Финляндии, Голландии и…Таиланда. То что в те годы эта идея была популярной, говорит то, что и во флоте Великобритании, несмотря на большое количество дредноутов и сверхдредноутов, были мониторы – низкобортные корабли, несущие одну двухорудийную башню от дредноута.

Восстание моряков голландского броненосца «Де Зевен провинсен» повторило историю 1905 года в России

Наш герой, броненосец береговой обороны HrMs. «De Zeven Provinciën» – «Семь провинций», последний голландский броненосец береговой обороны, был спущен на воду в 1910 году, через четыре года после «Дредноута». Он нёс два 280-мм орудия, был хорошо бронирован, и имел скорость 16 узлов. Его первоначальное предназначение неизвестно, но с усилением напряженности в Юго-Восточной Азии, с 1921 года, «Де Зевен провинсен» находился в Индонезии и служил флагманским кораблем колониального флота королевства Нидерланды.

Индонезия. Условия для мятежа

Нидерланды не могли обеспечить личным составом из метрополии всю армию и флот, находящуюся в Ост-Индии. Поэтому было принято решение о смешанном комплектовании сухопутных войск и флота голландцами и индонезийцами. Исключение составляла авиация – там служили только голландские летчики. В те годы в Индонезии были популярны марксисткие идеи. В Индонезии, как и в любой колонии в те годы, имела место эксплуатация коренного населения. Но в отличии, например, от Африки, голландская колониальная администрация проводила, в целом, взвешенную политику, стараясь не доводить дело до открытого бунта. С одной стороны, это было правильное решение, позволяющее сохранять в колонии спокойную обстановку, с другой – позволяло распространяться национальным и марксистким идеям. На архипелаге появлялись националистические партии, такие как Индийское социал-демократическое объединение, Национальная партия Индонезии и марксисткие – Коммунистическая партия Индонезии. Из-за мирового кризиса, в Индонезии перманентно проходили стачки и другие экономические акции.

«De Zeven Provincien» («Де Зевен провинсен», пер. «Семь провинций»)
«De Zeven Provincien» («Де Зевен провинсен», пер. «Семь провинций»)

Причиной для восстания на флоте послужило решение о снижении зарплаты матросам колониального флота. Матросам-голландцам зарплата снижалась на 14%, матросам-индонезийцам – на 17%. В Королевской армии Нидерландской Индии было свыше 30 000 солдат и унтер-офицеров, из них 6 000 голландцев и 24 000 индонезийцев. Из 1156 офицеров был 21 индонезиец. Во флоте соотношение было несколько иным. Все офицеры были голландцами, из 3600 матросов 2 400 были индонезийцами, а 1 200 голландцами.

Экипаж «Де Зевен провинсен» незадолго до восстания

На флоте было целых пять (!) профсоюзов военных моряков. Решение колониальной администрации о понижении зарплат морякам вызвало недовольство всех – и голландцев, и индонезийцев. Военные профсоюзы и политические партии всех направлений стали раскручивать протест. Он был нужен всем. Матросы хотели прежней зарплаты, политические партии решали свои задачи. Фитиль к бочке с порохом был поднесен.

Восстание

Голландский матрос Босхарт - один из организаторов мятежа
Голландский матрос Босхарт – один из организаторов мятежа

Особенно сильным недовольство было в главной военно-морской базе колониального флота в Сурабае. В городе находился гарнизон в 4 500 матросов, больше половины которых составляли индонезийцы. Определяющим условием для восстания стало то, что к индонезийским матросам присоединились голландские, также очень недовольные сокращением зарплаты. Из 450 человек экипажа более половины состояли в профсоюзах, или политических партиях. Поэтому было принято решение о том, что «Де Зевен провинсен» станет центром восстания.

2 января 1933 года броненосец покинул Сурабаю и вышел в учебный поход вдоль побережья островов Ява и Суматра. Завершением похода должны были стать стрельбы в районе острова Сиберут. Градус недовольства в экипаже рос, но все ждали известия о начале восстания в военно-морской базе в Сурабае. 30 января на броненосец пришла радиограмма о бунте на авиабазе Морокрембанган. В Сурабае все было тихо. Лидеры восстания – рулевой-индонезиец Кавиларанг и машинист-голландец Босхарт – решили начать восстание 4 февраля, захватить корабль и направиться в Сурабаю. Было решено воспользоваться моментом. 2 февраля «Де Зевен провинсен» подошел к городку Котарадиа на Суматре. Для маленького провинциального городка приход флагмана колониального флота было событием. Местные власти организовали прием для офицеров броненосца. Поэтому командир вместе с частью офицеров сошел на берег. На борту осталось 69 голландцев – к тому же часть из них поддерживало восстание. Им противостояли 187 индонезийцев. После схода командира, были арестованы все оставшиеся на борту офицеры и унтер-офицеры. Кровопролития не было. Восставшие контролировали броненосец. На банкете командиру сообщили, что броненосец на рейде погасил огни и выбирает якорь. Когда командир добрался до берега бухты, он увидел выходящий из нее «Де Зевен провинсен». Гарнизон городка подняли по тревоге, командир и офицеры броненосца на вспомогательном судне «Альдебаран», стоящем в бухте, бросились в погоню. Командование флота в Сурабае была проинформировано об уходе броненосца.

HrMs «Java» («Ява»)
HrMs «Java» («Ява»)

Из того, что находилось в базе, собрали эскадру для подавления бунта. В неё вошли новый крейсер «Ява» HrMs «Java» и новые эсминцы «Эверстен» HrMs «Evertsen» и «Пит Хейн» HrMs «Piet Hein». Кроме этого, выделялось звено гидросамолетов «Дорнье» DJ «Wal». Они были способны брать на борт бомбы. «Альдебарану» с предельной дистанции удалось установить слежение за «Де Зевен провинсен», и он осуществлял наводку для кораблей правительственной эскадры. Командир «Явы» имел туманный приказ – «Остановить и принудить к сдаче».

Газета с сообщением о мятеже

Между тем информация о мятежном броненосце стала распространяться по всему миру. Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» с успехом демонстрировался во многих странах, и у читателей газет возникли вполне осязаемые ассоциации, тем более, что крупнейшие газеты и информационные агентства не стеснялись сравнивать «Де Зевен провинсен» с «Потёмкиным». Всё это добавляло нервозности властям в метрополии и в Ост-Индии. Командование флота подготовило приказ о списании на берег всех матросов индонезийцев со всех военных кораблей. Броненосец тем временем шел 8-узловой скоростью. Радиостанция броненосца передала, что раненных нет, и требования восставших – не снижать зарплату матросам, а повысить её, уравнять зарплаты моряков индонезийцев и голландцев, и амнистировать задержанных на авиабазе Морокрембангане.

10 февраля состоялась встреча крейсера «Ява» и двух эсминцев с броненосцем. Отряд наводился с «Альдебарана», который продолжал следовать за броненосцем. Командир крейсера чувствовал себя не очень уверенно. Его отряд состоял из современных судов, но «Де Зевен провинсен» был хорошо бронирован и на нем стояли крупнокалиберные орудия, которые могли потопить крейсер и эсминец на дальней дистанции. Утром 10 февраля крейсер и два эсминца снялись с якорей и кильватерной колонной двинулись к южному входу в пролив. С другой стороны туда уже подходил броненосец. На расстоянии примерно 8 миль от него следовали гидрографическое судно «Эриданус» и минный заградитель «Гуден Леов». Командир «Де Зевен провинсен», понимая, что скорость «Альдебарана» невелика, и пересел на более быстроходное гидрографическое судно «Эриданус». К нему присоединился минный заградитель «Гуден Леов». В 8 утра корабли заметили друг друга. В небе появились гидросамолеты «Доронье».

Голландские и индонезийские матросы

Один из самолетов начал кружить над броненосцем, передавая по радио приказ о немедленной сдаче. Восставшим дали на размышление 10 минут. Матросы в это время яростно дискутировали – стрелять или не стрелять? После окончания дискуссии был поднят сигнал – «Отстаньте от нас»! Гидросамолеты пошли в атаку. У них были только 50-килограммовые авиабомбы, и потопить броненосец они, конечно, не могли. Но одна из авиабомб разорвалась на ходовом мостике. Часть мостика вместе с радиорубкой была уничтожена, погиб 21 матрос, многие были ранены. В один момент весь революционный комитет корабля был выведен из строя. Матросы выпустили арестованных офицеров, которые подняли белый флаг. На мостике броненосца полыхал пожар. Восстание закончилось.

Итоги

После восстания, как положено, был суд. Для правительства Нидерландов это был сложный процесс. С одной стороны, мятежников нужно было наказать с максимальной строгостью, тем более они были военнослужащими. С другой, информация разошлась по всему миру и имела огромный резонанс. Мятеж на военном корабле европейской страны в 30-е годы ХХ века – явление уникальное. Расследование шло год. Руководители восстания Кавиларанг и Босхарт получили 18 и 16 лет тюремного заключения. Наказанию в разной степени подверглись 162 члена экипажа – 136 индонезийцев и 26 голландцев. Офицеров броненосца списали на берег, или понизили в должности. Зарплату матросам не повысили.

Один из самолетов, атаковавших броненосец «Де Зевен провинсен»
Пленные с броненосца «Де Зевен провинсен»

Судьба «Де Зевен провинсен» оказалась похожа на судьбу броненосца «Князь Потёмкин-Таврический» после подавления восстания. Броненосец, получивший повреждения во время мятежа, был поставлен в ремонт, а потом выведен в резерв. Через три года, в 1935 году, он был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль, переведен на жидкое топливо и переименован в «Сурабаю» («Потёмкин» также был переименован в «Святого Пантелеймона»). С началом войны с Японией, «Сурабая» стала плавучей батареей. 18 февраля 1942 года корабль получил серьезные повреждения при налете японской авиации и 3 марта был затоплен своей командой. Японцы его подняли и использовали как блокшив. Окончательно он был потоплен авиацией союзников в 1943 году.

Андрей Максимов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Вашингтон ввел дополнительные санкции против Ирана

Далее

История Мегафона повторится в деле Норебо

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru