Краткосрочный прогноз развития журналистики в США и России.
«Голос Америки» на своем сайте на днях опубликовал материал под названием «Журналистика-2014. Прогноз американских экспертов». В нем говорится, что сотрудники факультета журналистики Гарвардского университета собрали мнения американских экспертов по поводу того, как и в каком направлении будут развиваться средства массовой информации в ближайшем будущем. Хотя в разных странах есть свои особенности подачи и потребления информации, тем не менее, налицо и общемировые тенденции. Поэтому «Новые Ведомости» решили примерить прогнозы заокеанских коллег на российские СМИ.
«Голос Америки»: Дэн Гилмор, преподаватель Университета Аризоны, предлагает обратить внимание на «эффект Сноудена». По его мнению, поскольку внимание аудитории рассеяно, одной публикации во влиятельной газете уже недостаточно для того, чтобы всколыхнуть общественное мнение – поэтому журналистам следует сосредоточиться на создании «критической массы» информации.
«Для того, чтобы журналистика имела значение мы не можем просто заявлять большие темы – их нужно распространять и поддерживать», – утверждает Гилмор, добавляя, что для этой цели придется пересмотреть концепцию подачи эксклюзивной информации. По его мнению, если бы газеты, напечатавшие материалы о деятельности АНБ, настаивали на эксклюзиве – властям было бы легче их не заметить.
«Новые Ведомости»: На наш взгляд, в этом конкретном случае условия диктовал сам Эдвард Сноуден, раздавая разным газетам в разных странах кусочки огромного массива информации. Так что редакции изначально вряд ли могли бы претендовать на эксклюзив. Зато эти газеты, прекрасно осознавая, что подобными публикациями рискуют навлечь на себя гнев властей (что, в итоге, и случилось с английской «Гардиан»), тем не менее, напечатали их, проявив тем самым профессиональную и гражданскую смелость. Но вряд ли какое-то издание, самостоятельно «нарывшее» громкий эксклюзив, будет им делиться с конкурентами. Это возможно лишь в каких-то исключительных случаях, как оно, собственно и было в случае со Сноуденом.
А вот сам «эффект Сноудена» – распылить фрагменты информации по различным изданиям не только в разных странах, но и на разных континентах – это, кажется, действительно новый прием в журналистике. И очень смахивает на методы из арсенала спецслужб. Смысл в том, что одну газету можно «придавить», но даже если это и случится, публикации на заданную тему все равно будут появляться в других изданиях. Правда, максимальная эффективность проявится только в тех случаях, если в первоисточнике есть информация, непосредственно касающаяся тех стран, в которых предполагаются публикации. Так что в повседневной журналистике этот метод вряд ли приживется.
ГА: По мнению Эйми Вебб, основательницы агентства Webbmedia Group, будущее – за персонифицированными новостями. Аппликации, наподобие Google Now, отслеживая передвижения и действия владельца смартфона, смогут предсказать то, что его заинтересует в ближайшем будущем. Приложение MindMeld способно предложить пользователю нужную информацию по ходу беседы на определенную тему. Для журналистов, считает Вебб, подобные приложения – это настоящая находка, поскольку под рукой всегда есть нужная информация и идеи для вопросов.
НВ: Тут можно поспорить насчет того, что эти приложения к смартфонам – «настоящая находка». Тем более, что не очень понятно, какое отношение именно к журналистике имеет программа-помощник Google Now, суть которой сводится, грубо говоря, к навигации на местности. Разве что найти нужный адрес в незнакомом месте. Но при этом надо помнить, что программа отслеживает перемещения и самого пользователя, и эти данные, по словам того же Сноудена, могут попасть известно куда.
Программа-советчик MindMeld «анализирует» суть разговора людей, а потом выдает информацию, которая могла бы быть полезна в решении обсуждаемых вопросов. Журналист – в смысле настоящий журналист – перед интервью предварительно готовится к встрече: изучает тему, о которой собирается разговаривать со своим визави, составляет план беседы и набрасывает круг вопросов, хотя бы у себя в голове. А обращаться во время встречи к смартфону, чтобы задать следующий вопрос – это, во-первых, непрофессионально, а, во-вторых, просто невежливо и неуважительно по отношению к своему собеседнику.
ГА: Хуан Антонио Гинер, президент консалтинговой группы Innovation, считает, что в мире цифровых СМИ печатные издания больше не имеют права «пережевывать» вчерашние новости. Они могут преуспеть, предлагая «деликатесные СМИ» – качественный анализ, проверенные факты, инфографику, фотографические эссе, уникальные иллюстрации… Для того, чтобы эта схема работала, львиная доля «завтрашнего номера» газеты должна быть спланирована как минимум за две недели до выхода в печать.
НВ: По поводу «пережевывания» вчерашних новостей трудно не согласиться. Впрочем, это в равной степени касается всех СМИ, а не только печатных, возможно, цифровых даже больше. Ведь купленную газету перед тем как выбросить хотя бы просмотришь по диагонали, тем более, что деньги все равно уже потрачены, а щелкнуть мышью по сайту с «протухшими» новостями – дело одной секунды.
В идеале, конечно, все СМИ должны предлагать только проверенные факты, но, безусловно, печатных изданий и уж тем более телеканалов это касается в первую очередь.
ГА: Тифф Фер, веб-разработчик газеты The New York Times, убеждена, что интерес аудитории к информационным технологиям подогревается последними скандалами, с АНБ и сайтом «Обамакэр» (история по поводу неспособности сайта медреформы обслужить всех желающих купить страховку – НВ). По ее мнению, эти истории дают журналистам замечательную возможность проявить себя. В целом, полагает Фер, интернет-СМИ придется усовершенствовать механизмы анализа данных о предпочтениях их пользователей.
НВ: На наш взгляд, читателя интересуют не сами информационные технологии, а возможности, которые они дают при поиске и потреблении информации. А вот механизмы анализа данных о предпочтениях пользователей интернет-изданиям действительно нужно совершенствовать, чтобы знать своего читателя « в лицо». Это и в печатных СМИ делалось и делается, просто в «цифре» эти манипуляции производятся гораздо быстрее и точнее, и менее затратно.
ГА: Альфред Хермида, преподаватель Университета Британской Колумбии, считает, что журналистам следует быть крайне осторожными при использовании социальных сетей в качестве источника информации.
НВ: Это точно!
ГА: Мэтт Хафи, основатель сайта Metafilter, считает, что ложные сенсации, набирающие рекордную популярность с помощью социальных сетей, с их последующим опровержением, станут составной частью новостного цикла.
НВ: В погоне за трафиком и наши некоторые интернет-издания не брезгуют подобными вещами. Но у нас все-таки это, кажется, больше касается не сенсаций, а так называемой «заказухи», которую сначала размещают на каком-нибудь «прачечном» сайте или блоге, а потом, со ссылкой на «первоисточник», публикуют в приличном интернет-издании.
ГА: По мнению Дэна Шахоффа, основателя новостного сайта Quickish, СМИ нужно меньше беспокоиться о наборе в команду «звездных» журналистов, делая ставку на тех, кто способен проявлять максимум инициативы и генерировать идеи.
НВ: «Звездные» журналисты привлекают внимание читателей, а значит, увеличивают аудиторию, так что любое издание стремилось и стремится к привлечению таких профессионалов в свою редакцию. И известными эти журналисты стали в том числе и потому, что проявляли инициативу и генерировали идеи. Хотя, конечно, любое средство массовой информации – это коллективный труд, и одним «звездным» именем издание на плаву не удержишь.
ГА: Эйтан Хоровиц, редактор мобильного приложения телекомпании CNN, отмечает, что потребитель информации нового поколения хочет получать ту информацию, которая ему интересна, и тогда, когда он этого хочет. Причем эта информация должна быть доступна на экране любого устройства – от телевизора и компьютера до планшета и смартфона.
Об «информации на заказ», подготовленной под конкретного читателя, и «адаптивном журнализме» говорит и Кори Хайк, старший редактор газеты The Washington Post.По ее мнению, люди заинтересованы в новостях, которые могут иметь к ним непосредственное отношение. Среди новых устройств, на которые следует обратить внимание разработчикам приложений – коммуникаторы, связанные со смартфоном, которые могут стать популярной платформой для потребления новостей.
НВ: Информация уже сегодня стала настолько доступной, по крайней мере в большинстве городов России, что надо быть или очень ленивым, или совсем безграмотным, чтобы не суметь ее «вытащить» из той массы электронных устройств, которыми мы уже владеем. Сейчас дело уже не в носителе или передатчике информации, а в самой информации, ее качестве и достоверности. Вот на что надо обращать внимание. Что же касается «информации на заказ», «адаптивном журнализме», то это лишь боковые ветви развития, локальные моменты, которые не делают общей профессиональной погоды.
ГА: Пабло Боковски из Университета Норсвестерн, проанализировав свыше 50 тыс. материалов, опубликованных 20 новостными сайтами из семи стран мира, пришел к выводу, что вне зависимости от страны и идеологической ориентации сайта, существует разрыв между тем, что хотят видеть его посетители и той информацией, что выделяют редактора. Сайты делают акцент на политике, международных отношениях и экономике, в то время как пользователи отдают явное предпочтение новостям спортивной, криминальной и развлекательной тематики, а также погоде.
НВ: Логично предположить, что люди, интересующиеся спортом, будут искать нужную им информацию на спортивном сайте, а не на политическом, что, собственно, и происходит. Так было и раньше, в эпоху печатных СМИ: кто-то покупал «Советский спорт», а кто-то «Правду» или «Комсомолку». Есть общеполитические издания, есть специализированные, и не надо их мешать в одну кучу. А разрыв между желаемым и действительным будет всегда, поскольку невозможно никакому изданию подстроится под каждого конкретного читателя. На то они и средства массовой информации, а не индивидуальной. Другой вопрос, насколько велик это разрыв.
ГА: Мэтт Уэйт, профессор Университета Небраски, выделяет недавний репортаж «Би-Би-Си» о массовых протестах в Таиланде, снятый с беспилотника, парящего над толпой. По мнению Уэйта, в новом году СМИ займутся усовершенствованием техники репортажа с помощью беспилотников – хотя при нынешней неразберихе с правилами использования дронов, это чревато крупными судебными исками к СМИ. Новые возможности для журналистов также открывают новые возможности для адвокатов.
НВ: Большинству российских СМИ о беспилотниках пока не приходится беспокоиться. Но то, что с появлением новых технологий и средств, способных стать инструментом журналистики, профессиональные возможности будут возрастать, это очевидно. При этом так же очевидно, что ни один суперсовременный гаджет не способен заменить главного – самого журналиста.
А адвокатам, защищающих российские редакции в судах, работы хватает и без всяких дронов!
Геннадий ШАЛАЕВ