Недавно мне фантастически повезло: главный редактор выписал командировку в старинный город Волгореченск, где я уже давно хотел побывать.
Супруга моя, узнав о том даже руками всплеснула, и сразу за свое, за женское:
– Слушай, муженек, привези мне оттуда какой-нибудь сувенир. Я слышала, что там фарфоровый завод есть, а платки цветастые оттуда в сто стран экспортируют. Кстати 8-е Марта через неделю. Так что с тебя подарок, понял?
Еще бы не понять! Нарядную коробку для подарка я еще в Москве купил. И заранее фломастером написал: « С 8-м марта, сувенир из Волгореченска! ». А приехав туда, сразу отправился не по делам, а по магазинам, за подарком.
Однако в первом же меня ждало разочарование – ничего не то, что волгореченского, а просто российского я не обнаружил… Отовсюду на меня глядели (как мне казалось, злорадно улыбаясь) китайские чайники, таиландские полотенца, немецкие бритвы, голландские холодильники.
Второй промтоварно-продуктовый супермаркет – «Волгореченский Витязь» самим названием намекал, что в нем должно быть что-то волгореченское, в крайнем случае – российское. И российского там было в изобилии – водки нескольких десятков названий… Раскупался этот российской продукт, надо сказать, оживленно. Но на подарок к 8 марта он явно «не тянул».
Не помогли и товароведы, которые пришли мне на помощь. Вместе мы обошли все этажи торгового заведения и ничего ни волгореченского, ни российского не обнаружили. А мои вопросы их только развеселили. Фабрика, что изготовляла цветастые платки? Так в ее цехах давным-давно ночной клуб «Веселые волгореченки». Там же, где был фарфоровый завод, поставлявший посуду еще «Двору Его Величества», теперь элитный коттеджный поселок…
Оставалась последняя надежда – открытый пару месяцев назад грандиознейший «молл» – многоэтажный супермагазин «Волжский утес». Его владельцы и менеджеры, видимо, предупрежденные по телефону коллегами, уже ждали меня у входа. Лица у всех излучали радость. Директор держал в руках маленькую коробочку. «Наверное что-то ювелирное», – подумал я. И, увы, ошибся.
– Мы уже знаем, что вам нужно, – радостно воскликнул директор. – Что-то бесспорно волгореченское, здесь взращенное и произведенное. Но поверьте, у нас на прилавках полмиллиона видов товаров – и среди них, увы, – ни одного ни волгореченского, ни даже российского. Но мы все же нашли то, что вам нужно! Оригинальнейший подарок к 8 Марта – вашей супруге, наверняка, понравится. Так сказать, сувенир из Волгореченска.
Директор приоткрыл коробочку. На дне бегал… крохотный мышонок.
– Это наш магазинный мышелов кот Василий позаботился – специально к вашему приезду изловил. Надеюсь, ни у кого нет сомнений (директор выразительно посмотрел в сторону коллег), что родился этот «зверь» у нас в городе, и родители его – мышиная семья – тоже коренные волгореченцы.
Все согласно закивали головами. А директор, ухватив мышонка за хвост, переложил отчаянно пищащий серенький комочек в мою нарядную коробку, и еще помог перевязать красной ленточкой.
– Мы, конечно, понимаем, – извиняющимся тоном продолжил он, – вам хотелось бы привезти из нашего города другой подарок – что-нибудь «промышленное» или, на худой конец, «сельскохозяйственное». Но чего нет – того нет. Как давно нет у нас ни промышленности, ни сельского хозяйства…
…Я теперь жду 8 Марта и пытаюсь представить, что будет с моей супругой, когда из коробки выпрыгнет хвостатый «сувенир из Волгореченска».
Нет, пожалуй, лучше не представлять…
Барт УХВАЛЬД
Кстати
Факт подлиннаый – моллом, согласно международной градации, называется магазин, на прилавках которого одновременно представлено не менее 500 тыс. видов товаров и продуктов.