Обвал рубля, пандемия коронавируса и предчувствие наступающего кризиса взвинтили в России спрос на наличные деньги
С начала марта наличная денежная масса в стране выросла почти на триллион рублей, подсчитали в Центре макроэкономических исследований Сбербанка на основе статистики ЦБ.
Объем «кэша» в обращении сезонно растет в декабре, когда люди получают 13-е зарплаты и активно тратят. Всю остальную часть года масса наличных меняется не более чем на 300-400 млрд рублей в месяц.
Но в текущем году ее прирост достиг 1,1 триллиона рублей с начала февраля, что «многократно больше исторической нормы», констатируют аналитики ЦМИ Сбербанка.
В виде наличных из банковской системы утекают деньги вкладчиков. По данным ЦБ, с 15 по 25 марта физлица забрали со счетов около 616 миллиардов рублей, или 2% всех депозитов.
После того, как президент Владимир Путин объявил о введении налога с процентного дохода от вкладов, бегство вкладчиков достигло таких масштабов, что бить тревогу начала Ассоциация банков России (АБР), объединяющая более 300 участников рынка – от малых региональных до системно значимых.
В письме на имя главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной банкиры жаловались, что клиенты массово приходят с заявлениями о закрытии счетов, и ситуация принимает характер «набега на банки, первые признаки которого уже видны».
Спустя еще три дня в России был введен режим выходных дней, банки закрыли большинство отделений, и отток удалось купировать: за последнюю неделю марта, по данным ЦБ, вклады даже выросли на 0,5%, или около 150 млрд рублей.
Но косвенные данные по денежной массе показывают, что в апреле ситуация вновь могла ухудшится: объем наличных в обращении снова вырос почти на 200 млрд рублей.
«Мы пока не знаем, осели ли эти средства в кассах банков или вышли в экономику», – отмечают аналитики ЦМИ Сбербанка. В кризис 2014 года спрос на «кэш» исходил в том числе от самих банков, которые наполняли кассы на случай набега вкладчиков. Возможно, сценарий повторяется.
Налог на вклады, очевидно, снижает стимулы держать сбережения в простых банковских продуктах, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлов, в других условиях деньги могли бы уйти в инвестиции на финансовом рынке, но учитывая резкое падение фондовых индексов в России и в мире, понятно, что мало кто на это решился.
Спрос на наличные – традиционный спутник кризиса. Кроме того, люди могут просто предпочесть держать деньги поближе к себе на период самоизоляции, а кому-то они нужны вследствие падение доходов, пишут аналитики FxPrо.
По материалам: “Finanz.ru”