Российская экономика должна вернуться к активному росту к концу 2021 года. Такая цель обозначена в общенациональном плане ее восстановления. К этому же сроку реальные доходы населения также должны устойчиво расти
Правительство ставит задачу по итогам 2021 года вывести российскую экономику на траекторию устойчивого роста ВВП не менее 2,5% в год, следует из проекта Общенационального плана действий по восстановлению занятости и доходов населения, росту экономики и долгосрочным структурным изменениям в экономике (есть в распоряжении РБК в версии от 29 мая). Содержание документа подтвердил федеральный чиновник.
Среди других целевых показателей к этому сроку — «устойчивый» рост реальных доходов населения (без конкретного показателя), возвращение безработицы на уровень ниже 5%, обеспечение роста инвестиций в основной капитал не менее чем на 4,5% в год и прочее.
Задачи и этапы
К концу 2021 года должны быть также выполнены следующие задачи:
- рост реальных зарплат не менее 2,5% в годовом исчислении;
- снижение уровня бедности ниже показателя 2019 года (то есть менее 12,3% от общей численности населения);
- рост розничного товарооборота на уровне не менее 3% в год.
Мониторинг достижения этих целей будет вестись ежемесячно и ежеквартально. Сроки могут быть скорректированы при ухудшении санитарно-эпидемиологической обстановки.
План предполагает три этапа реализации:
- стадия адаптации (июнь—сентябрь 2020 года), цель — не допустить дальнейшего падения доходов населения и распространения рецессии;
- стадия восстановления (октябрь 2020 — июнь 2021 года), цель — обеспечить восстановительный рост экономики и доходов граждан;
- стадия активного роста (июль—декабрь 2021 года), цель — обеспечить устойчивый рост реальных доходов населения и активный экономический рост.
Общенациональный план восстановления экономики подготовлен и уже в понедельник, 1 июня, будет представлен в администрацию президента, сообщил ранее премьер-министр Михаил Мишустин. Деталей документа он не раскрыл, сказав лишь, что тот состоит из девяти разделов и около 500 мероприятий, выполнить которые нужно до конца 2021 года.
Проект, который есть у РБК, датирован 29 мая и состоит из девяти разделов. Минэкономразвития внесло план восстановления экономики в правительство 25 мая, в доработке этого документа участвовали чиновники Минфина.
Как и в предыдущих рабочих версиях плана, об одной из которых, в частности, сообщал «Интерфакс», Минэкономразвития подтверждает, что низшая точка спада экономики будет достигнута во втором квартале 2020 года, когда реальный ВВП упадет не менее чем на 9,5% к тому же периоду годичной давности. В том же квартале сокращение реальных располагаемых доходов россиян прогнозируется на уровне 6% год к году.
Борьба с коронавирусом и его экономическими последствиями потребует существенного смягчения бюджетной политики, говорится в проекте плана. Смягчение фискальной политики в 2020 году в целом по бюджетной системе (федеральный и региональные бюджеты) ожидается в размере более 10% ВВП (свыше 10 трлн руб.), «что превосходит бюджетные стимулы в большинстве развивающихся и многих развитых странах», утверждается в документе.
Главные риски
Правительство предупреждает, что закрытие и сжатие пострадавших отраслей сформировали «навес» безработицы (в апреле выросла до 5,8 с 4,7% в марте), а также тех граждан, кто формально остается занятым, но находится в неоплачиваемом отпуске, простое или неполной занятости (таких более 1,2 млн человек). В дальнейшем безработица может еще вырасти. Создается «серьезный вызов, связанный со снижением доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса». Сокращение выручки бизнеса ведет к снижению инвестиционной активности. Поэтому необходим запуск «нового инвестиционного цикла», считают в правительстве.
Минэкономразвития 21 мая представило обновленный экономический прогноз, в котором самым пессимистичным параметром стали инвестиции в основной капитал: их спад в 2020 году прогнозируется на уровне 12%.
Другим риском, по мнению правительства, служит «навес» реструктурированных кредитов и отложенных платежей, который накопился в экономике за время пандемии. Это создает риски увеличения доли плохих долгов и разворачивания цепочки неплатежей, отмечается в документе.
В общем минимальные целевые показатели, на которые власти планируют выйти к концу 2021 года, выглядят довольно консервативно. Прорывов за это время не ожидается, а восстановительных темпов в будущем году еще не хватит, чтобы вернуться на докризисные уровни. Целевые показатели даже ниже базовых прогнозных параметров Минэкономразвития. Так, оно ожидает роста реальной зарплаты на уровне 3,1% в 2021 году (цель по общенациональному плану — не менее 2,5%), розничного оборота — на уровне 4% (цель — не менее 3%), а инвестиций — на уровне 4,9% (цель — не менее 4,5%). Выход экономики на темпы роста 3% и выше, запланированный президентом Владимиром Путиным еще в 2018-м, откладывается по меньшей мере до 2022 года.
Опережающий рост технологий
Правительство также планирует на конец 2021 года:
- восстановление численности занятых в малом и среднем бизнесе и индивидуальных предпринимателей на уровне первого квартала 2020 года (на 10 марта, по данным реестра МСП, в этом секторе было занято 15,3 млн человек);
- опережающий рост валовой добавленной стоимости в отрасли информационных технологий и связи выше темпов роста экономики в целом;
- ежегодный рост числа малых и средних высокотехнологичных компаний на 10%;
- рост несырьевого неэнергетического экспорта на не менее чем 5% в год;
- рост индекса промышленного производства в обрабатывающем секторе на не менее чем 3% в год.
В документе отмечается, что кризис создал возможности развития новых форм занятости и обучения, в частности дистанционных. «Дистанционный труд в связке с дистанционной системой переподготовки персонала может стать источником решения проблемы эффективной занятости населения в целом по стране», — говорится в проекте плана. Временные антикризисные меры по смягчению регуляторной нагрузки на бизнес «создали хорошую основу для дальнейшей оптимизации регулирования во многих секторах экономики». Кроме того, власти видят шансы на ускоренную цифровизацию экономики и предприятий.
Иван Ткачёв, Светлана Бурмистрова
По материалам: “РБК”