Негативный эффект ЕГЭ оказался настолько стремительным, что о возвращении старых форм аттестации заговорили на самом верху.
Введение ЕГЭ дало свои плоды практически сразу. Переориентированные на проставление галочек школьники всего за несколько лет разучились творчески мыслить и логически рассуждать. Как результат – в университеты поступают ребята, не способные связать несколько слов и развить свою мысль. Негативный эффект ЕГЭ оказался настолько стремительным, что о возвращении старых форм аттестации заговорили на самом верху – Владимир Путин распорядился в срочном порядке вернуть в качестве итогового экзамена по русскому языку и литературе сочинение. Может, письмо молодого избирателя прочел или от Селигера остались неизгладимые впечатления, но вернуть сочинение президент поручил уже в следующем году. О том, как очередное нововведение скажется на школьниках «Новым Ведомостям» рассказал председатель Московской ассоциации учителей русского языка и литературы Роман Дощинский.
– Можно ли уже со следующего года возвращать сочинение или нынешние старшеклассники к такой резкой перестройке с тестов на творческие задания?
– Сам вопрос введения сочинения в практику школьной жизни не вызывает никаких сомнений. Но скажем прямо, не готовы и вряд ли будут готовы еще какое-то время. Все последние годы мы делали все для того, чтобы приучить детей к написанию малоформатных сочинений. И Москва здесь не исключение. Я не понимаю, кому пришло в голову внушить руководителю Департамента образования города Москвы Исааку Иосифовичу Калине мысль о том, что московские школьники якобы никогда не прекращали писать сочинения. Еще как прекращали! Поскольку потребности в написании “больших” творческих работ не было. Такой потребности не было ни со стороны системы образования, ни со стороны родительской общественности (основного заказчика образовательных услуг).
– Какая форма итоговой аттестации оптимальна для сегодняшних школьников? Могут ли это быть различные виды аттестации на выбор в зависимости от претензий выпускников на определенный балл?
– Вот чего нельзя допускать абсолютно точно, так это ориентироваться на вкусы и предпочтения нашего современного школьника. Это путь в никуда. Необходимо ориентироваться на стандарты, на идеальные модели, на образцы. Не выпускник двигает вперед систему образования, а система образования двигает выпускника. Может оказаться так, что оптимальной формой для сегодняшних школьников в скором времени вообще окажется анализ одного предложение или, еще хуже, определение значения всего одного слова. Процедура аттестации для слабых, средних и сильных школьников не может быть разной. В этом отношении дифференциация базового, повышенного и высокого уровня сложности на самом деле заложена и в существующий ныне формат государственной итоговой аттестации. Говоря о введении сочинения, конечно, никто не предполагает ситуации, когда выпускникам предлагается только одна тема сочинения, таких тем, без сомнения, должно быть несколько, а может быть, даже много. Однако сочинение следует писать всем. Это не должна форма экзамена лишь для избранных детей, так называемых детей с претензиями.
– Если сейчас усадить среднего российского школьника писать сочинение, каковы будут результаты?
– Если процедурно провести все грамотно и правильно, то результаты будут крайне низкими. Правда, у меня есть большие сомнения, что в таких низких результатах заинтересована хоть одна структура. Следовательно, неизбежны те самые фальсификации и подтасовки, о которых все прекрасно знают. Ни в коем случае нельзя давать на откуп школам написание такой экзаменационной работы. Не очень хотелось бы расставаться со школьниками, приучая их ко лжи. Хорошо понимаю позицию: давайте доверять школе. Но в вопросе экзаменационного сочинения правило звучит несколько иначе: доверяй, но больше проверяй.
– Можно ли сказать, что способность писать сочинение воспитывается с раннего детства – сначала интересом к книгам, потом навыками пересказа, изложения и уж потом только ребенок может перейти к сочинению?
– Так сказать не можно, а нужно. Наша ассоциация в свое время много занималась концептуальными подходами к литературному образованию в России. Мы пытались расставить акценты в развитии речи учащихся в рамках их литературного развития. И что же получилось? В дошкольном возрасте человек должен знакомиться с литературой через слушание, в начальной школе наступает пора, когда литература предстает через собственно процесс чтения. На этапе основного общего образования говорение становится основным средством открытия мира литературы. Наконец, старшая школа должна быть ознаменована познанием литературы посредством письменных высказываний. Письменные высказывание есть не что иное, как сочинение. Вот такой длинный путь проделывает юный читатель, прежде чем взяться за перо и создать полноценный творческий продукт.
– И совет родителям: что нужно сделать, чтобы научить ребенка стройно излагать свои мысли и хорошо писать сочинения?
– Прежде всего надо различать “божий дар” и то, что, как правило, называют умением или навыком. Научить “божьему дару” невозможно. А вот взяться за формирование умения или навыка можно. Но для этого надо набраться терпения. Обучение написанию сочинения – это длительный и порой мучительный процесс, который сразу не даст никаких результатов. Это всегда путь “проб и ошибок”. Хочешь научиться писать? Начни писать. Только так и никак иначе.
Таисия ИЛЬИНА