За счет размещения бессрочных облигаций, которое планируется провести уже в этом году, «Почта России» рассчитывает профинансировать свою инвестпрограмму. Ранее таким механизмом воспользовались РЖД
О плане по выходу на долговой рынок в интервью РБК рассказал Максим Акимов, в начале года сменивший пост вице-премьера на должность главы «Почты России». «Мы сейчас обсуждаем возможность привлечения долгового финансирования путем выпуска бессрочных облигаций по аналогии с РЖД», — рассказал он.
В начале июня замглавы Минкомсвязи Олег Пак заявил о выделении «Почте России» 70 млрд руб. поддержки, но тогда чиновник не объяснял, каким образом будет организована схема финансирования.
Обращение к формату «вечных» бондов, а не к формату, например, докапитализации Акимов объяснил тем, что видит, «что сейчас происходит с бюджетом». «Все меры, о которых говорил президент и которые реализованы по его поручению, стоят денег. Мы не глупые люди, которые оголтело ломятся в бюджетную дверь: дай нам докапитализацию, — подчеркивает он. — Мы так вопрос не ставили, хотя я бы, конечно, не отказался сейчас получить 60 млрд руб. в капитал. Но мы реалисты и понимаем, что таких ресурсов сейчас, наверное, у государства нет, и не поднимаем этот вопрос».
Размещение планируется провести уже в этом году. «Средства нужны на преобразование нашей магистральной логистики, это наши цифровые продукты новые, авиапарк, обновление вагонного парка», — поясняет Акимов.
«Вечные» облигации — это долговое обязательство эмитента без даты погашения, то есть без выплаты номинальной стоимости. Купоны по таким бондам могут платиться бесконечно долго, но кредитор может не получить обратно номинал. Но в некоторых выпусках «вечных» бондов прописывается возможность эмитента выкупить облигации по прошествии определенного срока. Вечные еврооблигации в иностранной валюте размещали российские банки за рубежом, на российском же рынке первым такое размещение провели РЖД. Госкорпорация выпустила бессрочные бонды пока на 30 млрд руб. (ставка составила 6,55%, предусмотрен опцион каждые пять лет), общий объем размещений может составить 370 млрд руб. За счет этих средств госкомпания рассчитывает профинансировать свою инвестпрограмму.
Общий кредитный портфель «Почты России» на конец 2019-го составлял 66,3 млрд руб., из которых 11,6 млрд руб. (или 17,5%) — кредиты, остальное — облигационные займы (в обращении находится 12 выпусков биржевых облигаций).
Еще одним возможным источником финансирования для «Почты России» по-прежнему может стать Фонд национального благосостояния. В ноябре прошлого года бывший глава почтового оператора Николай Подгузов и предправления банка ВТБ Андрей Костин предложили тогдашнему премьер-министру Дмитрию Медведеву выделить «Почте России» из фонда 39,8 млрд руб. Эти средства с 2014-го были зарезервированы под РЖД, но транспортная монополия ими так и не воспользовалась. Но после того обращения к главе правительства в РЖД также заявили о намерении эти средства все же задействовать. «Деньги выделяют наиболее эффективным [претендентам]. Надеюсь, что в этом смысле «Российские железные дороги» свою эффективность покажут больше, чем «Почта России», — комментировал тогда шансы претендентов на средства ФНБ министр транспорта Евгений Дитрих.
Но дискуссия об этих деньгах из ФНБ, по словам Акимова, была до февраля. «Если она возобновится с Министерством финансов, будем рады сделать заявку. Решения нет, но мы считаем, что мы хороший реципиент этих ресурсов», — отметил он.
Ирина Парфентьева, Анна Балашова, Павел Казарновский
По материалам: “РБК”