Запад выдвинул Лукашенко ультиматум по долгам на $40 млрд

Пока в Белоруссии третий день подряд полыхают протесты, на подавление которых Александр Лукашенко бросил ОМОН, спецназ и внутренние войска, министры иностранных дел стран Евросоюза готовятся к экстренному заседанию в пятницу, чтобы обсудить белорусский кризис

За два дня до встречи Литва, Польша и Латвия выдвинули Лукашенко ультиматум, потребовав немедленно прекратить насилие и создать Национальный совет для возобновления диалога с гражданским обществом.

В противном случае против Белоруссии могут быть введены санкции, заявил президент Литвы Гитанас Науседа.

Как сообщает Bloomberg, предложение о санкционных мерах поддержала Германия. Евросоюз «отменил санкции против Белоруссии, потому что страна приняла меры в правильном направлении. Но сейчас мы в ЕС должны очень серьезно обсудить, <..> не следует ли нам изменить политику и сделать это быстро», – заявил глава МИД ФРГ Хайко Маас.

Выборы в Белоруссии, по итогам которых ЦИК объявил об убедительной победе Лукашенко, не были «ни свободными, ни честными», а меры по подавлению протестов являются «неприемлемыми», поддержал коллег еврокомиссар по внешней политике Жозеп Боррель.

Главы МИД Евросоюза будут обсуждать возможный санкционный пакет против Белоруссии, подтвердил ТАСС источники в Брюсселе.

Для Белоруссии существует угроза закрытия доступа к международным рынкам капитала, предупреждают аналитики международного рейтингового агентства S&P. Аналогичные санкции Евросоюз вводил против Минска в 2010 году: правительству Белоруссии было запрещено занимать валюту на зарубежных рынках и рефинансировать долг.

Эти меры были отменены в 2016 году после того, как на свободу отпустили ряд политзаключенных.

Теперь же ситуация может повториться, согласны с S&P аналитики рейтинговых агентств и трейдеры, опрошенные DebtWire.

На 1 апреля 2020 года Белоруссия имела 39,5 млрд долларов внешнего долга, из которых 16,7 млрд – долг непосредственно правительства, а 19,6 млрд – долг корпораций и банков, преимущественно государственных (данные НацБанка). При этом резервы белорусского ЦБ составляют всего 9 млрд долларов, из которых реальной иностранной валюты только 4,2 млрд. Остальное – это золото, позиция в МВФ и активы по сделками репо.

Выплаты по долгу уже сейчас превратились в «головную боль» для белорусского Минфина, который ежегодно ищет возможность «перезанять», чтобы расплатиться с кредиторами.

В этом году Белоруссия впервые с 2011 года разместила еврооблигации на 1,25 млрд долларов. Это позволит Минску погасить предстоящие выплаты по государственным обязательствам, не тратя резервы, отмечают в S&P.

Но возможные санкции, закрывающие доступ на рынки капитала, покончат с такой практикой. Чтобы погасить внешний госдолг, белорусскому ЦБ придется скупать валюту на внутреннем рынке, девальвируя белорусский рубль, который уже упал в 7 раз за последние 9 лет.

Лишней валюты на выплаты по долгу в экономике нет: в прошлом году, по данным НацБанка, Белоруссия заработала на экспорте 41,9 млрд долларов, но все деньги (и даже чуть больше) ушли на оплату импорта – 42,2 млрд долларов.

«График погашения госдолга (у Белоруссии) остается тяжелым», а платежный баланс и бюджетные показатели – «уязвимыми», констатирует S&P.

Сальдо текущего счета (разница между основными валютными потоками в страну и из нее) в стране хронически отрицательное (минус 1,1 млрд долларов в 2019 году). Иными словами, экономике каждый год требуются внешние вливания инвалюты, чтобы поддерживать баланс.

Несмотря на серьезность угрозы, шансов на то, что Лукашенко капитулирует перед ультиматумом практически нет, равно как и шансов на мирную революцию, сказал DebtWire аналитик одного из рейтинговых агентств в Москве.

«Лукашенко видел Майдан 2014 года в Украине и будет бороться до последнего. Он будет давить протесты грубой силой, и спецслужбы хорошо к этому подготовлены», – говорит он.

Ответом станут санкции, аналогичные тем, что были введены в декабре 2010-го, после переизбрания Лукашенко на четвертый срок, сказал DebtWire управляющий активами лондонского хедж-фонда.

В результате Лукашенко придется обращаться за помощью к Кремлю, а экономика Белоруссии станет еще более зависимой от России, добавляет он.

По итогам года белорусский ВВП упадет на 4%, прогнозирует S&P, добавляя: «Помимо политических последствий новые санкции могут оказать негативное влияние на экономический рост и доверие со стороны инвесторов».

По материалам: “Finanz.ru”

Ранее

ЦБ разрешил банкам увеличить кредитование бедных

Далее

«Обычно прибывает несколько волн»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru