Грозит ли Тимошенко пожизненное заключение?
Заместитель генпрокурора Украины Ренат Кузьмин намекнул о причастности Юлии Тимошенко к ряду резонансных убийств в лихих девяностых. Что стоит за этими словами на самом деле?
Ренат Равильевич один из немногих силовиков, предпочитающих избегать политической риторики. Однако, выстроенные по его логике факты говорят об обратном: как никто другой, господин Кузьмин придерживается исключительно обвинительной линии в отношении оппонентов нынешней власти.
Обвинения, предъявленные Юлии Тимошенко, более чем серьезные. По словам прокурора, она действовала в сговоре с бывшим премьер-министром Павлом Лазаренко, расчищая препоны перед совместным с ним бизнесом. Мешали днепропетровской паре, прежде всего, крутые донецкие парни, посчитавшие, что все, что плохо лежит рядом с терриконами, по праву принадлежит им, а не обнаглевшим соседям. Конфликт интересов требовал быстрого разрешения, проворнее оказались днепропетровцы, заручившись поддержкой официальных структур в столице.
Первым в мае 1996 года пал донецкий бизнесмен Александр Момот, основатель и первый президент компании “Данко». Спустя несколько месяцев, в донецком аэропорту был расстрелян народный депутат Евгений Щербань. 22 апреля 1998-го в лифте собственного дома был убит экс-председатель правления Национального банка и глава биржевого комитета Украинской межбанковской валютной биржи Вадим Гетьман. Все три преступления, по словам Кузьмина, связаны между собой конкретными исполнителями в лице киллеров из «банды Кушнира».
Эти преступления были раскрыты, исполнители задержаны. В их числе – расстрелявший семью Щербаня Вадим Болотских и убийца Вадима Гетьмана Сергей Кулев. Они приговорены к пожизненному заключению и света белого им не видать. Но их показания могут сыграть важную роль в поисках реальных заказчиков. Точнее – в доказательстве виновности Тимошенко и Лазаренко.
Но еще более серьезными, если не решающими, доказательствами вины Тимошенко могут послужить банковские переводы со счетов, принадлежащих предприятиям экс-премьера, на счета одного из членов «банды Кушнира».
Так, компания «Somolli Enterprises», зарегистрированная в одной из оффшорных зон, перечисляла сомнительному клиенту миллионные средства. Ренат Кузьмин заверяет, что следствие располагает копиями платежных поручений, удостоверенных соответствующими банковскими учреждениями.
Пока по этому делу Юлия Тимошенко проходит в качестве свидетеля. Но, по мнению Рената Равильевича, в ходе следствия ее статус может быть изменен. В случае, если подозрения прокуратуры подтвердятся, экс-премьеру Украины светит пожизненное заключение.
Громкое заявление заместителя Генерального прокурора не стало неожи-данностью для соратников Юлии Тимошенко. Ее заместитель по партии «Батькивщина» Александр Турчинов просто перевел стрелки на оппонентов, заявив, что заказные убийства в 90-х совершали нынешние представители власти: «Заказчиков очень легко можно вычислить — посмотрите, кто присвоил имущество Щербаня, кто взял под контроль его бизнес, его предприятия, и тогда будет понятно, что и сейчас эти люди или в парламенте, или находятся на очень серьезных и ответственных постах. И все следы приведут, безусловно, к Партии регионов».
Не вызвало ожидаемого эффекта прокурорское заявление и в обществе. Украинцы привыкли к тому, что власть в стране попеременно переходит от одной криминальной группировки к другой. Большинство населения вовлечено в эту странную игру: мы привыкли возводить в кумиры самых недостойных, а потом проклинать весь мир за собственный выбор.
Степан РОМАНЮК|
собкор “НВ”