А многие еще и опасны для человека
На Россию хлынула вторая волна коронавирусной инфекции, а на наши улицы вот-вот польются различные химсоставы, вернется массовая санобработка домов и социальных учреждений…
Тем временем около 40% дезинфицирующих средств, которые представлены на российском рынке, неэффективны, а очень многие и вовсе вредны — как для нашего здоровья, так и для окружающей среды. О необходимости введения контроля за их оборотом говорили во время заседания рабочей группы при Совете по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ по общественному контролю за проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Глава СПЧ Валерий Фадеев огласил последние данные по распространению коронавируса в стране. 5 октября было зарегистрировано 11 615 новых случаев (для сравнения: последний рекорд был установлен 11 мая — 11 656). В Москве за сутки прибавилось 4082 зараженных (6 мая был рекорд — 6703). «Динамика жуткая, — говорит Валерий Фадеев. — Только 16 сентября в Москве было 656 зараженных, а сейчас ситуация резко ухудшается».
Эксперты напомнили, что основными мерами борьбы с пандемией признаны ношение масок и перчаток, соблюдение социальной дистанции, удаленный режим работы и дезинфекция. Дезинфекция в этом списке оказалась самым слабым звеном: проконтролировать ее качество на практике сегодня порой невозможно. Советник директора НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора Николай Шестопалов отметил, что эффективные и неэффективные дезсредства на глазок не различить, однако, по оценкам эпидемиологов, до 40% дезсредств в обороте являются неэффективными. «Мы проверили 126 средств, которые используют в медучреждениях для обработки эндоскопов, — по итогам 63 из них применять нельзя! В Ростовской области проверили 10 средств, которые используют в медорганизациях. Только 1 подтвердило эффективность! И таких примеров масса. Сейчас эти средства используют для обработки жилья, соцобъектов, но в первую очередь они предназначены для медучреждений, и от них зависит наша безопасность».
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов рассказывает, что, по экспертным оценкам, 2,5–3 миллиона россиян ежегодно заражаются в больницах, и их лечение образует в бюджете дыру в 300 миллиардов рублей. Стоимость терапии у таких пациентов вырастает в 3–4 раза, а риск летального исхода — в 7 раз. Недавний опрос показал, что 93% из тех, кто подхватил инфекцию во время лечения в стационаре, считают, что дезинфекция в больницах неэффективна: «В этой области у нас полный беспредел. Из 300 дезсредств в 178 нет достаточного дезинфицирующего вещества; на многие из них микробы давно не реагируют».
На российском рынке дезинфекционных средств и вправду царит хаос. Многие средства имеют неограниченный срок хранения, а микробы давно выработали к ним устойчивость. В отношении очень многих неизвестно, проходили ли они хоть какие-то проверки, и, по словам Фадеева, некоторые могут быть «полезными для микробов, но вредными или бесполезными для людей». По мнению главы СПЧ, сегодня государственных ресурсов для контроля за оборотом таких средств не хватает: «Мы направили запросы, как проводится дезинфекция, в регионы и получили ответы из 77, в основном отписки. До сих пор на местах не понимают, как надо действовать, и это не их вина, а беда. Например, в Магаданской области поступили разумно: ввиду абсолютной неэффективности таких средств на открытых пространствах улицы там решили не обрабатывать. Эффективной считается обработка поверхностей, однако у нас в стране деятельность по дезинфекции не относится к лицензируемым, поэтому сотрудники управляющих компаний разводят такие средства не по инструкции, пользуются неэффективными. В открытом доступе нет информации о влиянии этой «химии» на человека и окружающую среду, и мы не можем понимать, к каким последствиям приведет такая обработка».
Общественный деятель Альбина Дударева приводит пример, как в период активной дезобработки улиц запенилась река Сходня — очистные сооружения не справились с большим количеством химии, началась гибель активного ила, что вызвало обильное пенообразование.
В регионах тем временем идут суды — люди жалуются на управляющие компании (УК), которые поливают их дома неизвестно чем. Например, в Екатеринбурге одну УК оштрафовали на 100 тысяч рублей — оказалось, там разводили дезсоставы в два раза сильнее, чем в инструкциях.
Однако это тот в кои-то веки раз, когда сотрудников УК можно понять. Светлана Разворотнева из Фонда содействия реформированию ЖКХ рассказывает, что дезинфекция многоквартирных домов оказалась для УК неожиданной дополнительной задачей, которую каждый регион интерпретировал в меру своего понимания. В апреле–мае в магазинах начался тотальный дефицит средства «Белизна» — именно им чаще всего проводили обработку. Но главная проблема в том, что УК на эти допзадачи не выделили денег (эти работы не входят в состав тарифа на содержание многоквартирного дома) и не сказали, откуда их брать. Повышать тарифы для населения они побоялись, поэтому решили экономить на уборке или ремонте. Ну или делать вид, что что-то дезинфицируют (тем более что персоналу не предоставили на такие работы ни инструкций, ни доплат). «Мы проводили мониторинг, во что обходилась дезинфекция по регионам. Например, в Астрахани одна уборка девятиэтажки стоит 1982 руб., нужно обрабатывать через день. Пятиэтажка на восемь подъездов в месяц обошлась бы в 34 тысячи. Это если своими силами. А если нанять профессиональных дезинфекторов… В Воронеже это до 600 тысяч в месяц на обработку одной девятиэтажки. Некоторые регионы, например Тюмень, заключили муниципальный контракт сразу на все жилые дома с дезинфекторами. А в Орле выдавали по 5 литров дезсредства для рук только тем УК, кто обслуживает более миллиона квадратных метров — не давали ни средств защиты, ни допвыплат. И вот сегодня мы получили поток жалоб на содержание многоквартирных домов, где ради дезинфекции перестали убираться и проводить текущий ремонт; огромное количество домов не готовы к отопительному сезону», — говорит Разворотнева.
Николай Шестопалов предлагает ввести не только систему лицензирования для производителей дезсредств, но и провести полную оценку продукции, представленной в обороте, чтобы очистить рынок от «мусора». А и.о. директора НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора Татьяна Гололобова добавляет, что регулировать нужно не только качество дезсредств, но и тех, кто проводит эту работу: «Ведь это работа с ядами! Официально у нас около 1500 организаций занимаются дезинфекцией, и в них всего 500 обученных врачей! То есть на рынке дезинфекционных услуг в основном непрофессионалы».
Екатерина Пичугина
По материалам: “Московский комсомолец”