Мастера из Тулы превзошли зарубежных коллег, создав новые технологии для железных дорог
Тут новость прилетела…Ее нельзя было не заметить среди вороха информационного негатива, потому что, новость позитивная на все сто!
Признаться, сразу вспомнился «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Николая Лескова, в которой, по словам автора, «изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили».
А новость тоже пришла из Тулы.
Двенадцатью годами раньше, чем Николай Лесков опубликовал свою повесть о Левше, в 1869 году в городе открылись мастерские по ремонту паровозов. Невероятно, но предприятие работает до сих пор и называется «Тулажелдормаш».
В названии предприятия кроется основное его предназначение – теперь здесь производят сложные высокотехнологичные железнодорожные машины и оборудование. Путевое машиностроение, словом.
Понятно, что железнодорожные пути во всём мире постоянно изнашиваются. Скажу, что за семь-десять лет щебень под рельсами в пыль превращается. Естественно, ремонт пути – вечная головная боль, постоянный и повсеместный процесс. А для такого ремонта необходимо перекрывать движение. Хорошо в Европе, там сеть дорог позволяет организовать пути объезда! У нас такой роскоши нет, ремонтируют в специально отведённые «окна», в очень сжатые сроки.
Собственно нужда и заставила инженеров-изобретателей включить мозги и исконную смекалку.
Сначала на предприятии создали крупнейший в стране специализированный инженерный центр. А затем начали кумекать, проектировать машины, разрабатывать, как теперь говорят, инновационные технологии ремонта пути. Решили, что полностью будут обслуживать и сопровождать эксплуатацию всех выпускаемых машин под авторским надзором. И сделали! Компетенции специалистов предприятия позволяют комплексно обслуживать железнодорожную инфраструктуру на протяжении всего эксплуатационного цикла.
В целом то, чем занимается «Тулажелдормаш», называется путевое машиностроение с ударением на последнем слоге, но так и хочется поставить его в середине, да ещё и «е» на «ё» поменять.
Короче перещеголяли туляки европейцев. Разработали такую инновационную линейку высокопроизводительных путевых машин, что превосходят по производительности западные аналоги в 3–4 раза. Это значит, что ремонтировать и обслуживать железнодорожные пути можно гораздо быстрее и лучше!
Называется такой универсальный путевой комплекс ЩОМ-2000 и ВПО-С. Название, конечно, не ах, но и не мерседес это, чтоб на бренд западали миллионы покупателей. Зато эти путевые комплексы с огромным успехом эксплуатируются на российских железных дорогах. Уже поступили заказы из-за границы.
Чтобы ещё понятней было, в чём тульские мастера превзошли зарубежных коллег, назову одну цифру – 43 (сорок три!) миллиарда рублей. Именно столько можно ежегодно экономить, перейдя на тульскую высокопроизводительную технологическую основу только на российских железных дорогах.
Вы помните, чем заканчивается повесть Николая Лескова? На обратном пути в Россию Левша держал с «полшкипером» пари, кто кого перепьёт… По прибытии в Петербург моряка привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, не получив должной медицинской помощи, умер в простонародной Обуховской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».
На «Тулажелдормаше» извлекли исторические уроки и не остановились «победоносном посрамлении и унижении» зарубежных коллег. Сейчас наследникам Левши чужд Бахус, они ведут разработку «комплексных технологических решений с применением автоматизированных машинных агрегатов». Все это для реконструкции и строительства скоростных и высокоскоростных железнодорожных линий. А также эти умные агрегаты важны для хозяйств инфраструктурного комплекса российских железных дорог. Это качественный технологический рывок, который позволит минимизировать ручной труд, значительно повысить производительность техники и обеспечить качественный технологический скачек.
Подчеркну ещё раз, передовые технологии ремонта железнодорожной инфраструктуры с использованием высокопроизводительных машин, разработанных в Туле, по своей эффективности не имеют аналогов в мире, обладают высоким экспортным потенциалом и после апробации на российских железных дорогах могут быть тиражированы на любые зарубежные рынки.
А для создания необходимых условий по производству инновационной путевой техники на заводе «Тулажелдормаш» осуществляется масштабная реконструкции производственных мощностей, модернизация технологических процессов, создание уникальных квалификаций для специалистов, запуск экспериментального участка для отработки опытных образцов машин.
Вот такие дела.
Александр Савеловский,
Специально для «НВ»