Инвалидам и пожилым людям пообещали сопровождающих в больнице
Пожилые люди и люди с инвалидностью, проживающие в интернатах, теперь получат право на сопровождающего в случае госпитализации. О появлении новой социальной услуги сообщили в правительстве России. Пока касается она только людей с наиболее серьезными ограничениями по здоровью. Эта мера может стать первым шагом в решении давно назревшей проблемы, обращают внимание специалисты.
Такие пациенты без сопровождающих в больницах оказываются практически беспомощными. В то же время медучреждения по закону не обязаны предоставлять им дополнительный уход. Обеспечить сопровождающего сотрудника может сам интернат, но до последнего времени многое зависело от доброй воли руководства учреждения и наличия свободного сотрудника.
Внесенные правительством изменения позволяют официально закрепить право получить сопровождение для тех, кто в нем нуждается, но для этого потребуется решить вопрос с дефицитом кадров в социальной сфере, обращают внимание эксперты. Подробнее — в материале «Известий».
Расширение перечня
Об изменениях в перечне социальных услуг сообщили в кабмине. Соответствующее постановление было опубликовано на сайте правительства. Согласно ему, люди, нуждающиеся в постоянном уходе и проживающие в стационаре, в случае госпитализации получат право на сопровождение.
«Речь идет о пациентах, проживающих в специализированных учреждениях. Как правило, они не в состоянии обслуживать себя самостоятельно и нуждаются в помощи социального работника. В случае госпитализации в медицинскую организацию им также необходимо постоянное присутствие помощника и уход», — говорится в сопровождающем документе.
Таким образом, отмечают в правительстве, фактически появляется новая социальная услуга — сопровождение гражданина социальным работником в стенах медучреждения.
Формально сопровождать такого пациента в случае госпитализации сотрудники интернатов могли и до этого, но для этого им требовалось оформлять служебные командировки. Это требовало дополнительного времени, поэтому такая практика почти не применялась, отметили в правительстве. Там рассчитывают, что внесенные изменения процедуру упростят.
Новое положение дополнит примерный перечень социальных услуг, утвержденный в 2014 году. Он касается как граждан, находящихся в стационарах, так и тех, кто получает социальное обслуживание на дому. В зависимости от уровня дохода услуги могут предоставляться бесплатно или оплачиваться получателем частично.
Согласно существующему перечню, те, кто находится в специализированных учреждениях, помимо обеспечения жильем, питанием и одеждой в том числе имеют право на помощь при приеме пищи и мытье, если им сложно делать это самостоятельно, на постоянное наблюдение за состоянием здоровья, психологическую поддержку, а также на консультирование по медицинским вопросам, вопросам трудоустройства и юридическим вопросам и, наконец, на проведение досуговых и оздоровительных мероприятий.
Кроме того, сотрудники социальных служб могут помогать с решением бытовых вопросов, покупать по просьбе постояльца книги и журналы или отправлять почту — при условии, что расходы он оплачивает из собственных средств.
«Люди возвращались с пролежнями»
Большим шагом вперед называет включение сопровождения в перечень социальных услуг директор благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина.
Однако пока, обращает внимание она, речь идет только о тех, кто нуждается в постоянном уходе, то есть о людях с самыми тяжелыми ограничениями по здоровью. В реальности же такое сопровождение и поддержка нужны всем, кто так или иначе ограничен в самообслуживании и нуждается в посторонней помощи.
О том, что в больницах остро стоит проблема ухода за поступающими туда маломобильными людьми, людьми с хроническими или психическими заболеваниями, по ее словам, в организации говорили и с началом пандемии, и до этого.
— До сих пор такой уход обеспечивался преимущественно по доброй воле директоров интернатов. Пожилых людей или ребят из ПНИ могли направлять в больницы в сопровождении «своих» нянечек. Но это не было узаконено. В результате люди, которые направлялись в больницу на лечение, срочные операции, часто возвращались с пролежнями и с другими серьезными ухудшениями общего состояния, — рассказывает Елизавета Олескина.
Уход, как правило, включает в себя заботу о гигиене пациента, изменение положения для тех, кто не может сделать этого самостоятельно, кормление и помощь в адаптации к окружающей среде. Сейчас, по штатному расписанию медучреждений, обеспечивать его должен младший медицинский персонал, но его в больницах не хватает, рассказывает Алена Давыдова, руководитель патронажной службы православной службы «Милосердие».
— По факту уход преимущественно осуществляют санитарки. Где-то пытаются это делать родственники, но сейчас в условиях ограничений это стало сложнее. В Москве мы сталкиваемся с тем, что больницы сами рекомендуют частные компании, услуги которых оказываются весьма дорогостоящими, — говорит собеседница издания.
При этом от качества ухода, по ее словам, зависит способность человека к реабилитации и скорость его восстановления, а допущенные ошибки могут привести к получению травмы или ухудшению состояния пациента.
«Полностью зависит от соцслужб»
Помимо специального сопровождения, в котором люди нуждаются по состоянию здоровья, острой также остается проблема с решением всевозможных бытовых вопросов, рассказывает специалист юридической службы региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Линь Нгуен.
Так, по его словам, сегодня проживающие в стационарных учреждениях социальной защиты в случае госпитализации вынуждены отложить решение любых проблем, не связанных непосредственно с лечением, поскольку в больницах такую помощь не оказывают.
— Например, у такого человека могут быть споры или обжалования действий госорганов, вопросы перерасчета пенсии, судебные споры с другими гражданами и тому подобное. В обычной ситуации человек может продолжать решение подобных проблем, даже находясь в больнице. Он может поручить это своим родственникам, составив на них соответствующую доверенность. У проживающего в интернате, как правило, такой возможности нет. Он всегда полностью зависит от социальных служб, — обращает внимание собеседник издания.
В этом смысле, уверен Линь Нгуен, добавление сопровождения в перечень социальных услуг, на которые могут претендовать проживающие в интернатах, позволит уравнять их возможности с возможностями других граждан.
Найти «руки»
С принятием этого постановления у соцучреждений появляется возможность организовать уход официально, считает Елизавета Олескина. Но решить проблему это пока позволяет лишь отчасти, обращает внимание она.
Во-первых, потому, что претендовать на получение сопровождающего сейчас могут далеко не все. Во-вторых, из-за нехватки специалистов.
— В социальной сфере и так огромный дефицит кадров, и постоянно не хватает персонала для полноценного ухода и социализации жителей интернатов. Но всё же это большой шаг вперед, — отмечает она.
Открытым остается вопрос с уровнем подготовки таких специалистов, полагает Алена Давыдова. Для того чтобы уход был качественным, человек должен хорошо знать, как выполнять его правильно, — однако подготовленные сотрудники, по ее словам, есть далеко не в каждом интернате: «Сейчас, конечно, тема ухода поднимается. Но всё это по-прежнему находится на таком уровне, который еще хотелось бы развивать».
Регионам в ближайшее время предстоит решить «непростые задачи» по его реализации, предупреждает Елизавета Олескина. В том числе обеспечить необходимое финансирование и найти «руки» для сопровождения таких больных. Кроме того, подчеркивает собеседница издания, необходимо будет добиться взаимодействия между ведомствами.
— Самая большая проблема тут как раз в том, чтобы больницы и интернаты действовали скоординированно, а не передавали людей с рук на руки, лишь бы не отвечать за них, — заключает собеседница «Известий».
Евгения Приемская
По материалам: “Известия”