Инвестиционная структура ВЭБ.РФ VEB Ventures инвестировала 500 млн рублей в стартап в области цифровизации грузоперевозок Deliver и стала его акционером
Инвестиционная дочерняя компания ВЭБ.РФ — VEB Ventures вложила 500 млн рублей в стартап для цифровизации грузоперевозок Deliver и стала его акционером, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя VEB Ventures и гендиректора Deliver Данила Рудакова.
Инвестиции в сумме 0,5 млрд рублей будут направлены на масштабирование IT-продукта Deliver, расширение географии проекта и запуск новых сервисов для клиентов и перевозчиков, сообщили стороны. Дочерняя структура ВЭБ.РФ стала акционером Deliver, но ее доля в стартапе не раскрывается. Компания уже привлекала инвестиции: среди ее совладельцев — A&NN Investments Александра Мамута, InVenture Partners, Amereus Group, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и компания Mubadala из Арабских Эмиратов. InVenture Partners вложил $3 млн в середине 2017 года, РФПИ и Mubadala инвестировали $7,5 млн годом позже. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка российской структуры Deliver ООО «Веб Логистика» за 2019 год составила 273,7 млн рублей при чистом убытке 127,9 млн рублей, российское ООО целиком принадлежит сингапурской компании.
Deliver занимается автоматизацией грузоперевозок в сегменте b2b. Она связывает отправителей и перевозчиков через систему, к которой подключено более 59 000 компаний. Компания обеспечивает перевозки с полной загрузкой транспортного средства (Full Truck Load, FTL), используя искусственный интеллект для прогнозирования задержек, увеличения числа доступного транспорта и скоринга водителей. Deliver заключает контракты с грузовладельцами и оплачивает услуги перевозчика за вычетом своей комиссии. В компании называют в числе своих клиентов крупный ретейл и производителей товаров повседневного спроса. По оценке VEB Ventures, российский рынок FTL-перевозок составил в 2019 году 916 млрд рублей и будет расти в среднем на 7% ежегодно до 2023 года. На десять крупнейших перевозчиков приходится всего 2% всей выручки. Ближайший конкурент Deliver — стартап GroozGo — также привлек инвестиции: он был куплен логистической компанией КПД в 2017 году за 120 млн рублей.
По словам управляющего директора Skolkovo Ventures Станислава Колесниченко, маркетплейсы, объединяющие поставщиков и потребителей грузоперевозок, могут быть востребованы, а рост проекта во многом зависит от привлечения как перевозчиков, так и заказчиков. Такая модель роста требует больших инвестиций, а прибыльность достигается только на «внушительном масштабе», отмечает он. Основатель A.Partners Алексей Соловьев напомнил, что рынок грузоперевозок в отличие от, например, такси, не получается цифровизировать. Причины этого Соловьев видит в отсутствии единой точки для соприкосновения всех перевозчиков, крупных и мелких. Заместитель директора ПЭК Вадим Филатов добавляет, что агрегаторы грузоперевозок на уровне юридических механизмов зачастую остаются транспортно-экспедиторской компанией, только с онлайн-предложением. В ГК «Деловые линии» отметили, что цифровизацию логистики и грузоперевозок в 2020 году ускорила пандемия: транспортные компании запускали системы онлайн-отслеживания грузов, контроля за водителем и маршрутом.
Сергей Мингазов
По материалам: “Forbes”