Рижский вокзал признали памятником
Здание Рижского вокзала, о сносе которого в начале 2000-х задумывался бывший мэр Москвы Юрий Лужков, признали объектом культурного наследия регионального значения. Теперь сносить его, как и существенно менять внешний облик здания, официально запрещено законом. При этом вокзал давно утратил значение важного транспортного узла. Как складывалась его судьба — в материале «Газеты.Ru».
Ансамбль Рижского вокзала в Москве официально признали памятником архитектуры под охраной государства, передают РИА «Новости». Построенное в 1899 году в псевдорусском стиле здание вокзала называют «одним из самых примечательных архитектурных творений в Москве», которое «традиционно притягивает взгляды жителей и гостей столицы».
В 2000-е годы тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков, правда, думал снести вокзал за ненадобностью, а освободившуюся территорию адаптировать под торговые площади. Но теперь внешнее и внутреннее убранство вокзала стало предметом особой охраны государства.
В архитектурный ансамбль входит не только сам вокзал, но и примыкающее к нему здание бывшего Музея транспорта, где сейчас находятся Центр научно-технической информации и библиотек и Центр инновационного развития с выставочным залом.
«Здание пассажирского вокзала состоит из трех двухэтажных частей, выполненных в стиле древнерусских теремов с затейливыми окнами и часами под высоким кокошником, — описывает его руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. — Центральная и две боковые части соединены между собой одноэтажными переходами. В главной части находился вестибюль багажного отделения и залы для пассажиров первого и второго класса. В правом крыле располагалась парадная комната, а в левом — зал ожидания для пассажиров третьего класса».
View this post on Instagram
Теперь весь ансамбль не только нельзя будет снести, но и реставрировать придется только под контролем Мосгорнаследия.
Еще в начале декабря в Change.Org начала распространяться петиция в адрес ОАО «РЖД» с требованием не допустить закрытия Рижского вокзала. «Вместо чудесного здания и объекта транспорта планируется построить современное стеклянное здание офиса и уничтожить ж/д сообщение по рижскому направлению», — прогнозировали ее авторы. Однако тогда представители перевозчика заявили, что сносить здание никто не собирается.
«Информация не соответствует действительности. Вероятнее всего, в соцсетях, где распространяется данная информация, имеют в виду проект застройки Рижского грузового двора, о котором уже многократно писали. Это не территория вокзала, и речь о его сносе не идет», — говорили они порталу «Москва.Ру».
Рижский вокзал — образец псевдорусского или неорусского стиля, для которого характерно использование элементов древнерусского зодчества. «На его фасадах можно рассмотреть арочные ниши, украшенные витыми и гладкими полуколонками с бусинами, а также декоративные фризы, — сообщается на сайте мэра Москвы. — Оконные дверные проемы обрамлены резными наличниками, кокошниками и гирьками».
Вокзал на Рижской площади возвели в 1899 году в ходе строительства Московско-Виндавской железной дороги, которая соединяла Москву с прибалтийскими портами. До середины 1930-х вокзал носил имя другого латвийского города — Виндавы, — потом стал Балтийским, а с 1942 года — Ржевским. Рижским вокзал стал называться только в 1946 году.
Проект здания изначально принадлежал архитектору Станиславу Бржозовскому, автору другого нарядного вокзала — Витебского в Санкт-Петербурге, однако в него внес значительные правки архитектор Юлий Дидерихс, который занимался непосредственно строительством вокзала. Для своего времени он был оборудован по последнему слову техники: тут была собственная электростанция для бесперебойного освещения помещений и платформы.
В 1917 году вокзал соединял Москву и Петроград с Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниями, а также Витебском, Гродно, Варшавой и другими городами западной части Российской империи.
В конце 1920-х годов к зданию вокзала пристроили двухэтажный корпус Музея транспорта. В 1990-е крыльцо главного входа расширили для удобства пассажиров, а на потолках по архивным чертежам восстановили художественную лепнину, отреставрировали люстры, сохранив все деревянные перекрытия с декором в парадных залах. Над главным подъездом установили куранты, которые в каждый час отбивали первые строчки из припева песни Раймонда Паулса «Вернисаж» в исполнении Лаймы Вайкуле.
В 2000-е в связи с небольшой загрузкой заговорили о сносе двух вокзалов — Савеловского и Рижского. Транспортные узлы хотели перенести подальше от центра, а на их месте разместить торговые площади.
Впоследствии от этой идеи все-таки отказались, и в 2007 году в здании Рижского вокзала провели капитальный ремонт: привели в порядок фасады, укрепили несущие конструкции, сохранив исторические элементы декора.
Свои транспортные функции Рижский вокзал по-прежнему сохраняет, однако поток поездов отсюда небольшой. В конце прошлого года перестали ходить поезда до Пскова и Великих Лук, в Ригу поезда сейчас не ходят из-за карантина.
«В лучшие годы на этом вокзале были четыре, максимум пять поездов. Сейчас вообще один состав; возможно, будет восстановлен поезд в Ригу, но ради двух держать целый вокзал — не очень понятно, зачем», — говорил изданию vgudok.com председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. — Я понимаю ностальгию многих, кому Рижский вокзал дорог, но в основном ностальгируют любители железных дорог. А пассажирам, в общем-то, без разницы, если поезд до Пскова перенесут на какой-то другой вокзал».
View this post on Instagram
Так что решение сделать из вокзала музей выглядит вполне логичным, считает координатор движения «Архнадзор» Юрий Егоров. «Архитектором Рижского вокзала был Станислав Бржозовский, автор Витебского вокзала в Санкт-Петербурге, одной из визитных карточек питерского модерна, — пояснил Егоров порталу vgudok.com. — Здание Рижского вокзала совершенно другое. Это русский стиль, стилизация под архитектуру XVII века. С точки зрения архитектуры, это однозначно здание интересное».
По словам эксперта, Рижский вокзал, как и Витебский в Санкт-Петербурге, всегда был тихим и малоактивным, что не помешало ему простоять больше 100 лет.
View this post on Instagram
Дарья Лабутина
По материалам: “Газета.ру”