Как избежать перегрева двигателя?
Перед установкой ГБЦ на блок необходимо в обязательном порядке отшлифовать поверхность блока на шлифовальном станке до зеркального блеска. По новым технологиям сборки и рекомендациям заводов производителей автомобилей поверхность блока должна быть абсолютно сухой и обезжиренной. Это связано с тем, что конструкция прокладки головки изменилась: она состоит из двух частей: металлизированная основа и прорезиненные фрагменты соединены между собой заклепками.
Прокладка устанавливается на направляющие штифты. В свою очередь поверхность головки блока также должна быть отшлифована и обезжирена. Эти требования к сопрягаемым деталям объясняются тем, что вместе их соединения в работающем двигателе возникает максимальное давление газов в результате микровзрыва горючей смеси топлива. От того, насколько качественно выполнено сопряжение этих деталей, зависит вся полнота использования энергии топлива в полезных целях. Головка устанавливается на те же направляющие штифты, плотно прижимается и прикручивается с соблюдением следующих правил: резьба в блоке и на болтах должна быть сухой и обезжиренной, смазывается маслом только последние две нити резьбы на болтах. Это необходимо для того, чтобы снять трение при закручивании. Закручивание при помощи динамометрического ключа с калиброванным усилием требует соблюдения таких условий для точности.
Первоначально вставленные болты закручивают шуруповертом. Болты с резьбой М 10 затягиваются с конечным усилием в 8,2-8,6 кг/м. Затяжка в четыре приема в шахматном порядке: сначала усилие должно составить 2 кг/м, затем следует проверить центральные болты. Следующая затяжка с выставлением усилия 4 кг/м. Далее следует усилие в 7,5 кг/м. Между третьей и окончательной затяжкой следует дать двигателю «отдохнуть» 20-30 минут. Это необходимо для того, чтобы напряжение, возникшее в металле, пришло в норму. Спустя это время можно проводить окончательную затяжку болтов. Последняя затяжка болтов производится с окончательным усилием в 8,2 кг/м.
В процессе эксплуатации двигателя происходит нагрев элементов головки, поршневой группы, и цилиндров в блоке. Крайне необходимо учесть, что все эти детали изготовлены из разных по своим свойствам материалов – металла с разной степенью закалки, дюралюминия и латуни. Все эти материалы при нагреве расширяются в разной степени, именно поэтому, после пробега 7 – 8 тыс. км. желательно произвести контрольную затяжку болтов крепления головки с учетом тех же требований.
Подробнее про установку для опрессовки ГБЦ можно узнать тут.