Хороший сосед лучше брата

Нам лучше всего постоять в сторонке. Подождать выборов, а потом налаживать отношения с любой властью, которую предпочтет украинский народ. Такова позиция в «украинском вопросе» писателя и публициста Леонида ЖУХОВИЦКОГО.

566

Что все таки происходит в Киеве, на том самом Майдане и в его окрестностях? Уличные беспорядки, бунт, революция?

Каждый день по всем каналам наши казенные политологи задают один и тот же вопрос: с кем Украина, с Россией или с Европой?

Прежде, чем ответить на этот, зададим себе другой, из того же ряда. Сегодня в мире две крупнейших экономики — США и Китай. Так вот с кем из них сегодня Россия? И — с кем будет завтра? Не знаю, какой ответ будет у разных людей, а у меня один-единственный: Россия есть и будет с Россией. У нас полно собственных интересов, зачем нам подстраиваться под чужие?

Да, Россия огромная страна, самая большая в мире по площади, да и по населению входит в десятку. Целая цивилизация! Своя история, своя культура, свои бытовые пристрастия, свой, интеллигентно выражаясь, менталитет. А Украина — она хуже?

В масштабах Европы тоже огромная страна: вторая, после России, по площади, по населению — в середине первой десятки. И тоже своя древняя история, своя культура, свои бытовые пристрастия, свой менталитет. И Русь, между прочим, сперва была Киевской, и лишь потом стала Московской. Так что вряд ли ошибусь, если скажу, что Украина сегодня и завтра — с Украиной. И с кем ей тесней соседствовать, и с кем выгодней торговать, и с кем стоит брататься, она будет решать, исходя из обстоятельств. Столь популярное в нашей державной публицистике «славянское братство» тут не сработает: поляки тоже славяне, и чехи славяне, и болгары славяне, и сербы, которые вот-вот войдут в европейское сообщество, тоже славяне. Еще не известно, с какими славянами приятнее пить горилку под сало.

Развал Союза до сих пор болит в каждом из нас, и во мне болит, как не до конца затянувшаяся рана. Я родился в Киеве, там родные, там полно друзей, и пьесы мои шли по всей Украине, и фильм с Высоцким в главной роли Кира Муратова снимала в Одессе. И хочется думать, что все это не всерьез, что как республики разбежались, так и сойдутся, будто поскандалившие супруги. Но посмотрим на вещи трезво. На Украине выросло целое поколение, родившееся в независимой стране, этим ребятам и девушкам уже по двадцать три года, и никакие раны у них не болят. Да и те, кому сейчас за тридцать, во времена единого Союза разве что в первый класс ходили — много ли они помнят про общую судьбу? Так что самое разумное исходить из реальности. Украина независимая страна, одна из крупнейших в Европе, со своей особостью и своими интересами. Если мы, россияне, это поймем, получим хорошего соседа. Если не поймем… Впрочем, такой вариант не хотелось бы рассматривать.

Говорят, Украину настраивает против России ЦРУ, или НАТО, или западные послы, или еще какие-нибудь злыдни. Но легко ли иноземцам манипулировать страной, которую населяют сорок пять миллионов человек? Конечно, в наших южных соседях регулярно возбуждают ненависть к России — но этим наиболее успешно занимаются отнюдь не коварные западники. Наше государственное телевидение, которое регулярно смотрят соседи, преуспело в этом гораздо больше. Когда, например, журналист Проханов говорит по центральному каналу, что вся левобережная Украина на самом деле часть России, какой отклик это вызывает у тех же киевлян? А такие тексты звучат с центральных экранов чуть не каждый день: наши умеренно образованные державники наперегонки талдычат, что Украина, вообще, не страна, просто Малороссия, провинциальная окраина России, ничем иным быть не может, и вот-вот приползет каяться и проситься назад. Сравните: когда мы узнаем, что на иранских картах наш Северный Кавказ и большая часть Поволжья окрашены в зеленый цвет исламского халифата, неужели это увеличивает нашу любовь к властям Тегерана?

Новости из Киева меняются каждый день, и никто не знает, чем кончится стояние на Майдане. Может, завтра объявят новые выборы, и президентом страны станет Виталий Кличко. Может, по причине холодов Майдан устанет, народ разойдется, а Януковича лидеры оппозиции, пусть сквозь зубы, признают законным президентом. Но изменит ли это судьбу Украины? Думаю, она все равно повернется в сторону Европы. И поведет ее в Европейское сообщество тот же Янукович. Ведь кто еще недавно твердил о европейском выборе Украины? Только оппозиция? Увы, Янукович и Азаров говорили то же самое. Именно они готовили подписание соглашения. Почему же не подписали? Все просто: экономика дала такой крен, что стало не до выбора курса, удержаться бы на плаву. Попросили помощи у Европы — та не дала, холодно объяснив, что попрошаек в компанию не берут. Что оставалось украинским властям? Янукович поехал в Москву, и Путин одержал большую дипломатическую победу, дав 15 миллиардов долларов и резко скинув цену за газ. Однако украинский президент вернулся домой вовсе не с поражением — с такими деньгами, после разных хитроумных телодвижений в обе стороны, вполне можно и в Европу…

Но почему, все же, случился Майдан? Почему украинская улица не дала увертливому Януковичу возможность довести до результата свою хитрую игру? Причина та же, по которой в России сто тысяч москвичей вышли на Болотную, а полтораста тысяч на проспект Сахарова. Народу противно, когда к нему относятся, как к быдлу. В России издевательская «рокировка» Путина с Медведевым, а потом жульничество на выборах Думы элементарно оскорбили людей: они вышли на площадь защищать свое человеческое достоинство. В Киеве случилось похожее: сперва президент клялся, что ведет страну в Европу, а потом развернулся на сто восемьдесят градусов. Вот этот финт ушами и возмутил обычно терпеливых украинцев.

А что я-то думаю о завтрашнем дне Украины? Прямо скажу — я не большой сторонник Майдана. Плохо, когда судьбу страны решает толпа на площади. Самое разумное было бы подождать год до выборов, а тогда и привести в Киев легитимную власть, все равно, какую. Тем более, что «европейский выбор» случится, скорей всего, при всех вариантах. Молодежь хоть Львова, хоть Донецка хочет жить, как во Франции, а не как в нынешней России. И не только из-за высоких зарплат. Не в меньшей степени, из-за свободы передвижения, из-за независимых СМИ, из-за честных судов — из-за тех прав человека, которые всякого рода пушковы и кургиняны считают западной выдумкой, не нужной русскому человеку. Украинские миллиардеры тоже предпочтут Гаагский суд Басманному: кому понравится, если его сперва ограбят, а потом еще и посадят, чтобы лет десять не возникал. Да и сам Янукович вряд ли захочет стать губернатором Донецкой области в составе России, которого в любой момент могут снять по звонку из Москвы.

Все сказанное вовсе не значит, что Украину во главе с президентом, допустим, Кличко, тут же пустят в Европу. Скорей всего, попросят подождать в приемной лет, эдак, десять-пятнадцать. На недавних смотринах лидеры оппозиции старались показать, какие они свои парни, настоящие европейцы: Кличко выступал по-немецки, Яценюк по-английски. Выслушали с симпатией, но ничего толком не обещали.

Ну а нам, России, что делать? Нам, думаю, лучше всего постоять в сторонке. Подождать выборов, а потом налаживать отношения с любой властью, которую предпочтет украинский народ. И не стоит слишком уповать на кровное братство. Хороший сосед лучше брата, Вот и постараемся стать таким хорошим соседом — тогда, Бог даст, и Украина нам ответит взаимностью.

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ

 

Ранее

Монеты и приоритеты

Далее

Намордник для редактора

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru