Россияне судятся из-за травм, полученных при падении на скользких улицах
Опрошенные «Октагоном» юристы утверждают, что такие процессы в регионах инициируются всё чаще. Эксперты подсчитали: на федеральном уровне потенциальный негативный макроэкономический эффект от «гололёдного» травматизма превышает 30 млрд рублей в год. Однако размер компенсаций, которые получают пострадавшие, оставляет желать лучшего.
Жительница Ульяновска Зиля Хайруллова недавно выиграла суд у торговой сети, на нечищеном крыльце магазина которой она поскользнулась и получила перелом позвоночника. Восемь месяцев женщина была прикована к постели. Сумму компенсации суд снизил более чем в два раза: магазин выплатил пострадавшей 200 тыс. рублей с учётом потерянного дохода и морального вреда. Это можно считать хорошим результатом, говорят юристы, – чаще всего истцы по такого рода делам получают гораздо меньше.
Многомиллиардный ущерб
Согласно исследованию Финансового университета при Правительстве РФ и Ассоциации зимнего содержания дорог, в городе с населением от 500 тысяч до 1,5 миллиона жителей за зиму травмы из-за гололёда получают в среднем около 7 тысяч человек. Потенциальный негативный эффект может составить примерно 0,8–1,1 млрд рублей для одного города, подсчитали эксперты. В России 22 города с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек, в 13 городах живут больше 1 миллиона человек.
Таким образом, общий негативный экономический эффект от «гололёдного» травматизма может составлять более 30 млрд рублей ежегодно.
Специалисты предлагают отдельно рассматривать экономические последствия для Фонда социального страхования (ФСС), который несёт основное бремя расходов на оплату больничных листов.
«Совокупный негативный эффект для ФСС за период нетрудоспособности превышает объём поступлений в ФСС от такого же количества пострадавших за год более чем в три раза. ФСС не имеет возможности обеспечивать свою профильную деятельность только за счёт отчислений от трудоспособного населения и работодателей», – отмечается в исследовании.
Специалисты также указывают: сегодня на федеральном уровне отсутствует система официальной статистики травматизма пешеходов, пострадавших в связи с плохим содержанием улиц и дворов. Поэтому крайне сложно составить общую объективную картину зимнего травматизма. Создание системы сбора статистической информации по регионам России позволило бы решить целый ряд проблем: более адекватно оценить ущерб, связанный с потерей гражданами трудоспособности в результате падений, а также создать инструмент для оперативного устранения гололёда, тем самым сократив число пострадавших.
По данным исследования, проведённого Пермским государственным медицинским университетом им. академика Е. А. Вагнера Минздрава РФ, в последние годы наблюдается значительный рост числа травмированных в результате падения из-за гололёда. При этом более чем в половине случаев люди падают и получают серьёзные травмы (сотрясения головного мозга, множественные переломы) именно около своего дома.
Обычная история
Подобные случаи происходят каждый год, но это «обычная зимняя история», считает представитель НП «ЖКХ Контроль», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева:
– Чаще всего страдают пожилые люди. Они, как правило, получают куда более серьёзные травмы, чем молодёжь. Правда, судиться мало кто решается – люди считают это затратным и чересчур хлопотным делом.
Согласно статистическим данным МЧС РФ, зимний травматизм даёт до 15 процентов заболеваемости с временной нетрудоспособностью и в 20 процентах случаев является причиной инвалидности.
Основные травмы: переломы и вывихи, ушибы мягких тканей и растяжения, лёгкие ранения. Однако для пожилых людей такие ситуации несут максимальную опасность: даже, казалось бы, лёгкая нагрузка при падении способна привести к переломам шейки бедра и позвоночника. Такие переломы в 93–95 процентах случаев чаще возникают у пожилых женщин.
Юрист Дмитрий Сальников в беседе с «Октагоном» утверждает, что судов из-за травм на скользких улицах становится всё больше и больше:
– Конечно, страх перед судами у россиян есть, многие уверены, что добиться справедливости крайне сложно. Однако если человек оформил травмы в медучреждении, у него есть свидетели произошедшего или его падение зафиксировали камеры наружного наблюдения, то у него большие шансы выиграть суд у коммунальщиков или управляющей компании.
На порядок выросло и количество урегулированных страховых случаев по программе «Защита от травм».
Только в компании «Сбербанк страхование» в этом зимнем сезоне отмечен рост в 40 раз. Общая сумма выплат составила 177 млн рублей, средний размер выплаты – около 20 тыс. рублей.
Как отметил Дмитрий Сальников, в ряде случаев можно попытаться заключить досудебное соглашение, в рамках которого виновник обязуется компенсировать пострадавшему причинённый ущерб. Однако коммунальщики редко соглашаются на мировую – они понимают, что судебные разбирательства по таким делам длятся долго, а размер компенсации в случае причинения лёгкого или средней тяжести вреда здоровью редко превышает 30–40 тыс. рублей. Собственно, именно поэтому специалисты считают необходимым упростить порядок предъявления претензий по такого рода делам.
Смешные компенсации
Если бы для управляющих компаний такие суды оканчивались миллионными исками, то ситуация довольно быстро начала бы меняться в лучшую сторону, считает адвокат, основатель адвокатского бюро «Законоведъ» Григорий Сарбаев.
– Для покрытия указанных расходов компании должны иметь соответствующий страховой фонд, что при миллиардных оборотах не так и накладно, – пояснил он «Октагону».
По его словам, суды в большинстве случаев назначают смешные компенсации, оставляя гражданам право экономии на лечении. За примерами далеко ходить не надо: жительница Пензы, упавшая на улице и получившая сразу несколько переломов ноги, засудила управляющую компанию, которая выплатила ей лишь 70 тыс. рублей. Жительница Липецка, фактически ставшая инвалидом после падения на льду, смога взыскать с коммунальщиков всего 300 тыс. рублей. Теперь женщина вынуждена передвигаться на костылях.
Впрочем, руководитель одной из региональных управляющих компаний, пожелавший сохранить инкогнито, пожаловался корреспонденту издания на то, что не все такие иски обоснованны. По его словам, россияне практикуют «гололёдный терроризм»:
– Некоторые граждане занимаются едва ли не вымогательством: повредят руку или ногу, а нам сразу пишут претензию на пяти листах, требуя по полмиллиона. Если выплачивать такие суммы, то тогда проще вообще закрыть бизнес.
Однако судебные разбирательства всё же имеют смысл. Как сообщил «Октагону» старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, виновных в «гололёдном» травматизме вполне можно привлечь к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ («Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения») и части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ («Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований»).
– Санкции статей предусматривают наказание в виде штрафов в размере от 50 до 300 тыс. рублей, а для должностных лиц – и дисквалификацию (отстранение от должности) на срок до трёх лет», – пояснил Зима.
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”