Как братья Коллисоны построили самый дорогой стартап Кремниевой долины
14 марта сервис электронных платежей Stripe привлек $600 млн инвестиций по оценке всего бизнеса $95 млрд. Это сделало компанию, основанную в 2010 году братьями Патриком и Джоном Коллисонами, самым дорогим стартапом в США — дороже даже SpaceX Илона Маска. The Bell вспомнил путь создателей сервиса — от жизни в скромной ирландской деревушке до статуса главных молодых selfmade-миллиардеров мира. Как Stripe превратился в фаворита венчурного рынка и почему пандемия коронавируса лишь укрепила позиции стартапа?
Вундеркинды из деревни
Пара обветшалых пабов и отелей, несколько скромных магазинов, да руины замка XVII века — таков пейзаж ирландской деревушки Дроминир на берегу озера Лох-Дерг. По выражению журнала Wired, идеальный фон для съемок очередного ромкома с Хью Грантом в главной роли. Однако прославил Дроминир не кинематограф — населенный пункт, где живут чуть более 100 человек, подарил миру основателей самого дорогого в США стартапа. Это 32-летний Патрик и 30-летний Джон Коллисоны — создатели сервиса электронных платежей Stripe.
14 марта Stripe объявил о привлечении $600 млн при оценке всего бизнеса в $95 млрд. Это позволило компании опередить аэрокосмическую корпорацию SpaceX (оценка инвесторами — $74 млрд) и на время завоевать статус самого горячего лота Кремниевой долины. Среди непубличных проектов Stripe опережают только китайские Bytedance ($140 млрд), отбившийся от сделки по продаже TikTok в США, и Ant Group ($108 млрд), чье IPO забуксовало из-за разногласий с властями КНР.
Столь высокая оценка стартапа Коллисонов не сюрприз для рынка: еще в ноябре 2020-го Bloomberg предсказывал диапазон раунда от $70 млрд до $100 млрд. Основатели компании давно ходят в фаворитах венчурной индустрии, а Джон на протяжении нескольких лет даже удерживал статус самого молодого selfmade-миллиардера мира по версии журнала Forbes.
Но начиналась история Коллисонов все в тех же непритязательных декорациях Дроминира. Братья родились в семье отца-инженера и матери-микробиолога в городке Лимерик и в детстве несколько раз переезжали, пока не обосновались на берегу Лох-Дерга. В школу приходилось ходить по 40 минут пешком, а на уроках — откровенно скучать: знания Патрик и Джон черпали из книг и общения с родителями и их друзьями-учеными (сами родители со временем переквалифицировались в предпринимателей: отец стал управлять отелем, а мать — организовывать корпоративные тренинги). Особенно братьям-вундеркиндам полюбились математика и физика. В подростковые годы оба начали «кодить»: в доме в какой-то момент одновременно были установлены девять компьютеров.
В 16 Патрик получил награду лучшему молодому ученому Ирландии — за разработанный им язык программирования Croma. Параллельно экстерном окончил школу, сдал 30 экзаменов за рекордно короткий срок в 20 дней (обычно на тесты уходит два старших класса), в качестве празднества пробежал марафон и поступил в Массачусетский технологический институт. Спустя год в США перебрался и Джон — позднее он выбрал для высшего образования Гарвард.
Бизнес по стопам PayPal
В Штатах братья не прекращали заниматься программированием. Среди их первых заметных проектов — мобильная офлайн-версия «Википедии». А в 2008-м они создали приложение для управления аукционами на eBay — Auctomatic. С проектом Коллисоны прошли акселерацию в Y Combinator и продали его за $5 млн канадской Live Current Media (в ванкуверском офисе этой компании Патрик и Джон проработали какое-то время после сделки).
Сколотив первый собственный капитал, братья, как всякие перспективные стартаперы-визионеры, бросили учебу и сосредоточились на собственном деле. Они своевременно распознали перспективы финтеха — самым прорывным игроком отрасли считался поглощенный eBay за $1,5 млрд PayPal, но b2b-приложения, которое бы стало для компаний цифровой экономики универсальной платформой приема и отправления платежей, на рынке все еще не существовало. Патрик и сам страдал из-за того, что операции с разными внешними партнерами ему приходилось проводить в разных сервисах. Коллисоны арендовали офис в Пало-Альто (символически напротив офиса PayPal) и основали компанию /Dev/Payments, которую со временем лаконично и броско переименовали в Stripe. Патрик в статусе CEO сосредоточился на технической части разработки, а Джон в должности президента взял на себя управление партнерскими программами и продажами.
В основе технологии Stripe — код, который резко ускорял и упрощал онлайн-платежи. Его оказалось легко встраивать в уже существующую архитектуру сайтов и использовать для нужд компаний-пионеров шеринговой экономики и электронной коммерции, которых уже не удовлетворял набор функций PayPal. Монетизация изначально строилась на комиссии от транзакций — 2,9% плюс фиксированные 30 центов за каждую с дисконтом при большом объеме операций. Со временем ассортимент услуг Stripe расширился. Компаниям на развивающихся рынках сервис, к примеру, предлагает пакет Atlas — юридическую регистрацию и поддержку в США за фиксированную сумму в $500.
Впрочем, даже при очень качественном продукте и талантливых основателях Stripe не мог обойтись без внешней поддержки. За ней стартап отправился во все тот же Y Combinator. Акселератор, сооснователь которого Пол Грэм был высокого мнения о Коллисонах со времен Auctomatic, свел Коллисонов с известным инвестором, одним из создателей PayPal Питером Тилем. Тот оказался быстро очарован Патриком и Джоном — и для первого большого раунда Stripe подтянул другого именитого выходца из «мафии PayPal» Илона Маска. Вместе с фондами Sequoia Capital, Andreessen Horowitz и SV Angel Тиль и Маск в 2011-м вложили в проект $2 млн.
Пандемийный бум
Получив столь мощную поддержку на старте, Stripe все последующие годы поступательно развивался как один из самых перспективных стартапов Кремниевой долины. В 2014-м компания стала «единорогом» с оценкой в $3,5 млрд. Пул ее инвесторов полнился самыми авторитетными венчурными фондами, а пул клиентов — проектами масштаба Shopify, Salesforce, Uber, Zoom, Slack, Lyft, Booking.com и др. А в 2017-м услугами Stripe начал пользоваться крупнейший онлайн-ритейлер мира Amazon (после этому примеру последовали и другие крупные игроки из более традиционных отраслей — например, производитель спортивной экипировки Under Armour и торговая сеть Target).
Компания последовательно заключала партнерские программы с Visa, Apple Pay, Alibaba Group, заходила на все новые рынки, наращивала объем транзакций и собственную выручку. Совокупные финансовые показатели Коллисоны не раскрывают по сей день, но, по некоторым оценкам, в 2020-м клиенты стартапа могли «прогнать» через его инфраструктуру операций на сумму, превышающую $350 млрд, — примерно на 50% больше, чем в 2019-м. Как сообщил газете Financial Times источник, близкий к Stripe, сервис точно опережает по этому показателю нидерландского конкурента Adyen. Тот в 2020-м пропустил через себя €303,6 млрд и имеет капитализацию около €60 млрд.
Такие масштабы не могли не впечатлить инвесторов: еще в сентябре 2019-го Stripe поднимал раунд по оценке в $35 млрд — за полтора года сумма выросла почти троекратно. Причиной тому — бурный рост в период пандемии бизнесов многих клиентов стартапа, потянувший за собой масштабирование финансового оператора. В одной только Европе сервис с начала карантина привлек порядка 200 тысяч новых пользователей. По словам Джона, в 2020-м в Stripe ежесекундно обрабатывалось по пять тысяч запросов — платежей, возвратов средств, проверок пользовательских данных и др.
В $95 млрд компанию оценили страховщики Allianz и AXA, фонды Fidelity и Sequoia, а также оператор суверенного фонда Ирландии — родина по-прежнему высоко ценит своих самых именитых в Кремниевой долине амбассадоров. В качестве ответного жеста те уже пообещали потратить часть привлеченных $600 млн на расширение офиса в Дублине сразу на 1000 сотрудников (а также на экспансию на новые крупные рынки, включая Индию и Бразилию, и более широкое внедрение алгоритмов искусственного интеллекта в программную архитектуру).
Stripe перед собственным IPO теперь оценивается в сумму, большую, чем оценивались Facebook ($80 млрд) и Uber ($72 млрд). Но Коллисоны не теряют голову: воспитанные и начитанные, они выгодно отличаются от скандальных основателей вроде Трэвиса Каланика и Адама Нойманна. Широкий кругозор (в личной библиотеке Патрика более 600 книг на темы в диапазоне от физики до феминизма), здоровый образ жизни (братья даже ведут аккаунты в «беговой» соцсети Strava), этичная корпоративная культура (Коллисоны, например, наняли на работу инженера Сьюзен Фаулер, публично разгромившую прежнего работодателя Uber за игнорирование сексуальных домогательств), личная скромность (велосипеды вместо люксовых авто и работа в опенспейсе вместо роскошных кабинетов) — таков уникальный набор характеристик уроженцев Лимерика, который возвел их в статус звезд Кремниевой долины.
Иван Осипов
По материалам: “The Bell”