Минфин рассчитывает на помощь Центрального банка с финансированием федерального бюджета, если Запад введет санкции против российского госдолга, заявил в среду глава Минфина Антон Силуанов на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку
По его словам, в этом случае дополнительные объемы российского госбумаг могут выкупить банки. А ЦБ, в свою очередь, поможет им вливанием рублевой ликвидности.
«Мы найдем ответ, найдем решение, как нам действовать в этой ситуации, чтобы профинансировать все первоочередные расходы», – заверил Силуанов.
«Будем договариваться с нашими финансовыми институтами, в первую очередь, конечно, коммерческими банками. Будем взаимодействовать с ЦБ, чтобы вопрос ликвидности ЦБ решал и помогал таким финансовым институтам», – рассказал министр (цитаты по РИА Новости).
Механизм «печатания денег» власти уже опробовали в прошлом году, когда бюджет потерял 40% нефтегазовых доходов и был сведен с дырой в 4,1 триллиона рублей.
ЦБ закачал в банковскую систему 600 млрд рублей в октябре и столько же в ноябре, выдавая кредиты госбанкам, которые в рекордных объемах скупали госбумаги на аукционах. Главным «спасательным кругом» для бюджета стал Сбербанк, на балансе которого к началу 2021 года оказались ОФЗ на 2,4 трлн рублей, или 17% от всех бумаг в обращении.
В январе банки погасили кредиты ЦБ после того, как бюджет вернул деньги в банковскую систему через расходы и размещение на депозитах.
В 2021 году Минфин рассчитывал занять 3,7 триллиона рублей, в том числе триллион – в первом квартале. Но план провалился. К середине марта удалось разместить ОФЗ только на 420 млрд рублей.
Нерезиденты не спешат покупать российский долг, «хотя изначально, презентуя план на нынешний год, Минфин именно на спрос иностранцев планировал сделать основной акцент», отмечает экономист банка ЦентроКредит Сергей Суверов.
По словам Силуанова, Минфин видит «хороший интерес» от иностранных инвесторов: они выкупают 20-25% бумаг на аукционах. Но затем – сбрасывают все на вторичном рынке, следует из статистики ЦБ: за январь-февраль вложения нерезидентов в ОФЗ сократились на 65 млрд рублей, а в первой половине марта еще на 10 млрд. Их доля на рынке опустилась до 5-летнего минимума с 2016 года.
Невозможность привлечь запланированные объемы долга вынуждает Минфин осторожнее подходить к расходам. «Самое безопасное для нас – это не раздувать дефицит бюджета. Нет дефицита – нет таких больших заимствований, соответственно, мы обойдемся абсолютно нашими внутренними инвесторами в государственные ценные бумаги, даже без привлечения иностранных инвесторов», – заявил Силуанов.
По материалам: “Finanz.ru”