«Мы и сами знаем, что использование бюджетных денег недопустимо»
Первый в новой истории России лунный аппарат «Луна-25», марсианский посадочный модуль «Казачок» и модель европейского ровера, который уже в следующем году будет бегать по Красной планете, продемонстрировали в среду в НПО им. Лавочкина. «Экскурсию» по цехам, где приближают целую серию прорывных (уж для России точно) миссий, проводил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.
Он же после показа ответил на несколько острых вопросов – о том, как воспринял глава государства предложение по временному отказу от супертяжелой ракеты-носителя, кто заплатит за съемку скандального фильма в космосе и что может заменить главе «Роскосмоса» Твиттер.
«Луна-25» — это первый за 45 лет космический автоматический аппарат, который стартует к нашему естественному спутнику. Напомним, что последний аппарат «Луна-24» был запущен Советским Союзом в 1976 году.
Для того чтобы 1 октября 2021 года его потомок успешно долетел и прилунился в заданном районе, сотрудники НПО им. Лавочкина тщательно испытывают его на прочность.
Конечно, в отрасли волнуются: «Опыта нет. Самый большой вызов — восстановление компетенций, которые были в отрасли раньше» — так обозначил главную цель возвращения России на Луну Рогозин.
Облачившись в белые халаты, бахилы и шапочки, мы проходим в испытательный цех.
Несмотря на то что к нашему естественному спутнику полетит одна «Луна-25», специалисты подготовили 14(!) экспериментальных изделий-двойников. Это макеты, которые нужны для проведения всевозможных испытаний на Земле.
— В настоящее время у нас завершен ряд важных испытаний «Луны-25», — рассказывает Павел Казмирчук — главный конструктор проекта «Луна-Глоб» (в него входит миссия «Луна-25»). Это макетно-конструкторские испытания, антенные испытания, которые демонстрируют связь с аппаратом и получение от него информации, так называемые холодные сливы для отработки гидравлики. Очень важны для лунного аппарата тепловакуумные испытания, при которых он помещался в камеру, где моделируют лунные температурные режимы — от +150 до -120 градусов Цельсия. Еще две машины прошли «бросковые» испытания — для изучения динамики посадки.
Иными словами, аппарат прошел огни и воды и медные трубы (акустические испытания). Осталось только как следует его потрясти (провести вибростатические испытания), чтобы специалисты были уверены, что аппарат не развалится при космических перегрузках, а также отработать его программное обеспечение.
Показали нам и летный образец «Луны-25», который проходит сейчас электрорадиотехнические испытания. Близко подойти не дали — специалисты соблюдают особые правила стерильности на производстве.
Конечно, на Луне в современной истории некоторые страны преуспели лучше нас. В частности, Китай посадил уже два своих аппарата и даже вернул на Землю лунный грунт. Но наши ученые все-таки полны надежд открыть новую страницу освоения спутника.
По словам Казмирчука, если все пройдет успешно, это будет первая посадка земного аппарата на Южном полюсе. По косвенным данным, полученным с орбиты Луны, там имеется водяной лед, а потому есть основания надеяться, что на Южном полюсе мы сможем добывать воду — основной ресурс для будущих колонистов.
— Эта область Луны очень интересна еще и с точки зрения минералогии, — добавляет Казмирчук. — Кроме того, здесь много солнечного света, что облегчает решение энергетического вопроса, а также отсюда удобнее всего налаживать связь с Землей. Поэтому нам надо обязательно попытаться сесть в этот район, чтобы застолбить за Россией это место.
Старт «Луны-25» намечен с космодрома Восточный ракетой-носителем «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат». Полет до Луны займет 10 суток, после чего сотрудники Центра управления полетом должны увидеть свет с небесного тела, а точнее, блеск уголкового отражателя, по которому они определят точные координаты места посадки.
Со вторым этапом международного проекта «Экзо-Марс», которую «Роскосмос» намерен осуществить в следующем году с Европейским космическим агентством, собравшихся познакомил главный конструктор проекта Алексей Иванов. Он присоединился к нам в режиме телеконференции из Италии, где наш посадочный модуль «Казачок» проходит всевозможные испытания. Старт нашего модуля и европейского марсохода намечен на сентябрь 2022 года. Отличает его от многочисленных американских роверов двухметровый бур, при помощи которого ученые попытаются в дистанционном режиме получить марсианский грунт и проверить его на наличие признаков жизни.
А вот что еще удалось прояснить на встрече с руководителем космической отрасли.
О «cупертяже» для полета на Луну
Первый из них касался судьбы совместного письма, подписанного главой госкорпорации и президентом Российской академии наук о временном пересмотре космической программы, в которой речь идет о создании супертяжелой ракеты-носителя для полета на Луну. В отрасли подсчитали (и ученые поддержали их в этом), что полет к Луне в обозначенные сроки, то есть в 2028 году, можно осуществить при помощи четырех запусков на орбиту ракеты-носителя «Ангара» и формирования на околоземной орбите полного лунного комплекса. По словам Рогозина, президент страны дал задание собрать большое совещание по этому вопросу с главными конструкторами. Оно состоится в апреле этого года.
О съемках фильма в космосе
Глава «Роскосмоса» рассказал, что все 20 претенденток на главную роль проходят сейчас медицинский и психологический отбор в ЦПК им. Гагарина в Звездном городке. На вопрос о средствах, на которые будет сниматься фильм (журналисты вспомнили слова куратора отрасли Юрия Борисова, который сказал, что не потерпит таких съемок за бюджетные средства), Рогозин ответил уверенно, что ни о каких бюджетных деньгах речи не идет: «Мы и сами знаем, что использование бюджетных денег недопустимо, — сказал он. — Во-первых, у нас есть партнер — Первый канал, часть средств привлекают наши партнеры, во-вторых, расходы на подготовку людей берет на себя наша дочерняя организация «Главкосмос», которая ответственна за развитие космического туризма.
О возможной блокировке Твиттера
Гендиректор «Роскосмоса», который известен особым неравнодушием к соцсетям, заявил, что не переживает из-за возможной блокировки Твиттера в России. «Мне вообще это не нужно, я просто помогаю пресс-службе», — сказал он журналистам. Рогозин пообещал, что как только информационное пространство заполнится позитивными новостями о подготовке и запуске «Луны-25», а в следующем году — второй миссии по программе «ЭкзоМарс», он вообще оставит это занятие.
Наталья Веденеева
По материалам: “Московский комсомолец”