Российские потребители радикально сократили расходы на базовые продукты питания. Траты на покупку овощей и фруктов урезали на 30-60%, на мясо — до 25%, на хлебобулочные изделия — на 40%, подсчитали аналитики «Тинькофф»
Исследовательский центр «Тинькофф Data» на основе анализа трансакций более 13 млн потребителей сделал выводы о существенном сокращении трат на целый ряд базовых продуктов питания. Покупатели сократили на 13-60% расходы на покупку овощей и фруктов, мяса, хлебобулочных изделий муки, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные исследования.
По ним, в феврале 2021 года покупки яблок упали на 60% год к году. Траты на морковь, апельсины, капусту и хлебобулочные изделия потребители урезали более чем на 40%. На 30% меньше стали покупать картофель, на 13% — муку и свинину. Расходы на говядину сократились на 25%, а на сахар увеличились на 18%. Исследователи подсчитали, что общие траты россиян на продукты питания, одежду и базовые услуги в первом квартале выросли на 18% год в году. На фоне снижения расходов на продукты и одежду у россиян выросли расходы на государственные сборы, включая налоги, пошлины и штрафы. В первом квартале 2021 года, по данным аналитиков «Тинькофф Data», они увеличились на 10%.
Эксперты отмечают, что среди главных причин сокращения расходов — рост инфляции. По данным Росстата, в феврале стоимость продуктов, входящих в потребительскую корзину, выросла на 16% год к году, а размер прожиточного минимума с февраля 2020 года по февраль 2021 года увеличился на 7,5%. Такой разрыв вынуждает потребителей экономить на продуктах питания. Изменилось и потребительское поведение россиян. Так, по мнению партнера OneStory Ольги Сумишевской, пандемия научила россиян отказываться от импульсивных покупок, а отказ от них повлек за собой и сокращение расходов на отдельные товары. По данным исследования «Тинькофф Data», около 50% опрошенных россиян в кризис пересмотрели свои потребительские приоритеты. Реже совершать покупки и следить за скидками стали 25% респондентов, еще 20% решили тратиться только на качественные товары.
Продуктовая инфляция находится на самом высоком уровне за последние пять лет, отметил партнер инвестгруппы «Атон» Виктор Дима. Один из производителей сельхозпродукции прогнозирует рост цен на овощи открытого грунта, включая картофель и морковь, до июня. Консультант JosDeVries The Retail Company Ирина Болотова объяснила снижение спроса на хлебобулочные изделия тем, что россияне в пандемии научились его печь дома, а на падение спроса на овощи, по ее оценке, повлияло не только падение доходов, но и возврат россиян к выращиванию собственных овощей. Исполнительный директор Национального союза хлебопечения Рустам Айдиев считает, что в кризис потребление хлеба только растет, а Сумишевская уточняет, что растет оно только в низком ценовом сегменте.
Эксперты отмечают рост популярности магазинов-дискаунтеров. На него указывает Виктор Дима, а Ирина Болтова отмечает всплеск развития дискаунтеров крупным продуктовым ретейлом — X5, «Магнит», «Лента». «Похожий тренд характерен для большинства сегментов потребительского рынка»,— уточняет Дима. Последняя тенденция подтверждается данными розничных компаний. Ретейлеры, торгующие стоковыми коллекциями, увеличили оборот — так, сети Familia, по словам ее представителя, увеличила выручку по итогам первого квартала 2021 года на 30%, до 8,17 млрд руб. Сеть также зафиксировала рост трафика покупателей на 15% за этот же период.
Сергей Мингазов
По материалам: “Forbes”