Сундуки с крыльями

Каждую минуту в мире поднимается в воздух очередной Boeing; а ведь поначалу самолеты были лишь хобби владельца фирмы, выпускавшей сундуки и комоды

Считается, что каждую минуту где-то в мире в воздух поднимается очередной Boeing. Тем интереснее, что начинала The Boeing Co. с выпуска, в числе прочего, сундуков и комодов. Самолеты же поначалу являлись не более чем хобби основателя фирмы.

Человек, фамилия которого теперь ассоциируется с авиаперелетами, родился наследником приличного состояния. Уильям Боинг, появившийся на свет в 1881 г. в Детройте, был единственным сыном лесопромышленника Вильгельма Боинга. Тот в свою очередь происходил из обеспеченного немецкого семейства. В 20 лет тяга к неизведанному побудила его эмигрировать из Германии в США. За океаном Вильгельм вложился в бизнес лесозаготовок, выгодный сам по себе; к тому же выяснилось, что под купленным им в Миннесоте участком леса располагались залежи таконита, разновидности железной руды. И хотя Боинг-старший умер довольно рано и при его жизни месторождение не разрабатывалось, он оставил участок стоимостью примерно $1 млн в наследство жене и 8-летнему сыну, обеспечив таким образом более чем безбедное существование своей семье.

Уильям учился в частных школах США и Швейцарии и без проблем поступил на инженерный факультет Йельского университета. Но, проведя там лишь два года, юноша потерял интерес к учебе и занялся семейным делом: лесозаготовки все еще приносили большую прибыль. Сначала Уильям вернулся в Детройт, а затем решил перебраться на северо-запад США и в 22 года основал в городке Хокиам (штат Вашингтон) лесозаготовительную фирму Greenwood Timber.

С точки зрения бизнеса этот шаг оказался весьма дальновидным – торговля древесиной, а также операции с перепродажей участков леса многократно умножили состояние Уильяма Боинга. Часть прибыли молодой человек вложил в местную судостроительную верфь, заинтересовавшись яхтами. И этот же интерес побудил его в 1909 г. посетить Всемирную выставку в Сиэтле. Там-то Уильям впервые увидел в деле пилотируемый летательный аппарат и с этого момента «заболел» самолетами.

Через пять лет на праздновании Дня независимости Боингу посчастливилось наконец самому подняться в воздух на гидроплане Curtiss. Но полет разочаровал: самолет был шумным, тряским и неудобным. Боинг решил, что может построить лучше.

Сделай сам

В 1912 г. у Уильяма появился единомышленник — Конрад Вестервельт, морской офицер и выпускник Массачусетского технологического института (MIT). Они познакомились в университетском клубе в Сиэтле и сошлись на почве интереса к яхтам, игре в бридж и воздухоплаванию. Боинг купил себе аэроплан модели Ta производства Glenn L. Martin и научился им управлять под руководством самого основателя компании — пионера американской авиации и производителя учебных самолетов для вооруженных сил Глена Мартина. После одного летного происшествия, в котором Уильям чудом уцелел сам, но изрядно повредил Ta, выяснилось, что запчастей для починки придется ждать месяцы. Это и послужило решающим импульсом к работе над собственной моделью летательного аппарата.

Боинг и Вестервельт окончательно доломали Ta Martin и, детально изучив его конструкцию, при помощи рабочих судоверфи Уильяма построили свой аппарат. В июне 1915 г. прошли успешные испытания первой модели биплана B-and-W (Boeing и Westervelt), получившего название Bluebill. Первый Boeing был сделан из дерева, ирландского льняного полотна и проволоки, имел двигатель в 125 л.с., развивал максимальную скорость 120 км/ч и мог совершать посадку на воду.

Фото: Matthew Thompson/Boeing
Фото: Matthew Thompson/Boeing

Через несколько месяцев, в буквальном и переносном смысле окрыленные своими достижениями, партнеры основали компанию Pacific Aero Products, в которой Уильям Боинг занял место президента. Несмотря на то, что основной рынок сбыта для авиапроизводителей тогда находился на Восточном побережье, владельцы нового предприятия не собирались переезжать и даже попытались извлечь выгоду из своего географического положения, выбрав в качестве рекламного слогана компании фразу «Сделано там, где растут ели», что имело смысл во времена деревянных самолетов.

Кроме непосредственно производства, Боинг и Вестервельт планировали устраивать авиашоу, открыть летные курсы и перевозить пассажиров и грузы на небольшие расстояния. Вопрос же со штатом профессиональных авиаконструкторов Боинг решил радикально — он пожертвовал деньги на сооружение аэродинамической трубы в Вашингтонском университете в обмен на создание учебной программы по аэронавтике и брал на работу людей, ее освоивших.

Опоздать на войну

Но едва стартовавшему партнерству положила конец Первая мировая война. Конрада Вестервельта перевели в Вашингтон, но напоследок он, используя личные связи, помог Уильяму получить правительственный контракт на поставку самолетов для американского флота. Bluebill испытания провалил (годы спустя несколько моделей этого самолета были проданы правительству Новой Зеландии для почтовых перевозок), но у Боинга имелись новые разработки.

Летом 1917 г. гидроплан C-Model в разобранном виде погрузили в товарный вагон и отправили во Флориду для испытаний. По прибытии на место инженеры Боинга заново собрали самолет, и, несмотря на штормовые погодные условия, он успешно выдержал проверку. Впечатленные его устойчивостью к ветру, военные заказали Уильяму Боингу 50 гидропланов. Однако получить прибыль от сделки авиакомпания не успела: США вступили в войну ближе к ее концу, который и наступил, прежде чем готовые самолеты доставили заказчику, так что контракт был аннулирован.

Для Boeing Airplane, как теперь называлась фирма, это стало ощутимым финансовым ударом. Боинг и так тратил на зарплату сотрудников заработанные им ранее деньги, а для выполнения заказа ему пришлось вложить в производство дополнительно $30 000 собственного капитала. Чтобы удержать бизнес на плаву, Уильям Боинг вынужденно начал выпуск товаров, пользовавшихся спросом в мирное время. И несколько лет Boeing Airplane занималась производством домашней мебели — шкафов, комодов, сундуков и футляров для граммофонов, лишь изредка принимая заказы на небольшие лодки. При этом Боинг не отказался от авиационных проектов, но конструкторы работали «в стол», и эти усилия начали приносить прибыль только через несколько лет. В 1919 г. компании поступил заказ на реконструкцию самолета от клиента из Британии. Но катализатором возвращения Boeing Airplane в большую авиацию стал помешанный на ней пилот Эдди Хаббард.

Первый почтовый перелет Боинга
Уильям Боинг (держит мешок с почтовой корреспонденцией) и Эдди Хаббард перед перелетом из Сиэтла в Ванкувер, 1 марта 1919 г. Фото: Boeing

Письма и боа

За несколько лет до встречи с Боингом Хаббарда уволили из армии за склонность к «необоснованному риску» — летчику удалось сделать «мертвую петлю», но командование это не оценило, посчитав маневр лихачеством, опасным для военного имущества. Так Эдди стал пилотом-испытателем Boeing Airplane и другом Уильяма. Именно Хаббард уговаривал Боинга заняться еще не развитым на тот момент бизнесом авиадоставки корреспонденции и других почтовых отправлений. В марте 1919 г. они оба совершили экспериментальный перелет из Сиэтла в Ванкувер на Boeing Model C, привезя с собой 60 писем. Однако после неудачи с первым госконтрактом Боинг не спешил рисковать деньгами.

Через несколько лет, после принятия так называемого закона Келли, официально разрешавшего почтовому ведомству нанимать частные авиакомпании, был объявлен тендер на доставку почты по маршруту Чикаго-Сан-Франциско. Хаббард все-таки убедил Боинга принять в нем участие, и в результате компания последнего сумела обойти конкурентов. Для выполнения почтовых перевозок Уильям зарегистрировал фирму Boeing Air Transport (BAT), возложив основную часть организационной работы на Хаббарда. Инженеры Boeing Airplane придумали самолет, идеально подходивший для почтовых перевозок, оплата за которые вычислялась из расчета объемов перевезенного груза. Model 40 была металлической, но очень легкой, обладала мощным и инновационным по тем временам двигателем с воздушным охлаждением фирмы Pratt-and-Whitney, поднимала до 500 кг груза и предусматривала места для пассажиров. Позже Уильям говорил, что именно пассажиров он имел в виду, решаясь развивать транспортное направление.

Первый пассажирский полет в Сан-Франциско в июле 1927 г. превратили в пиар-акцию, предложив одно из мест на борту известной журналистке газеты Chicago Herald Examiner Джейн Идс. Дама поднялась в салон в туфлях на каблуках и боа из перьев.

В первый же год BAT перевезла около 1300 тонн грузов и 6000 пассажиров. Уильям Боинг наконец почувствовал азарт и начал скупать авиапочтовые маршруты у других игроков рынка, а также поглощать конкурентов. К февралю 1929 г. его компания стала ведущим авиапредприятием в США и называлась United Airlines.

Boeing 707
С Boeing 707 началась эра современной пассажирской авиации — и длительного доминирования компании на рынке. Фото: Boeing

Не слишком ли вам хорошо?

На этом укрупнение бизнеса Боинга не закончилось. В 1929 г. был сформирован мегахолдинг United Aircraft and Transportation, куда вошли авиакомпании United Airlines и Stout Airlines, несколько авиапроизводителей (Boeing, Sikorsky, Northrop и Stearman), производители пропеллеров (Standard Steel Prop и Hamilton Aero Manufacturing) и поставщик авиадвигателей Pratt-and-Whitney. Основатель P-and-W Фред Ренчлер стал президентом холдинга, а Уильям Боинг председателем совета директоров. Оба бизнесмена из процесса реорганизации и акционирования новой корпорации извлекли огромную прибыль, умножив первоначальные инвестиции в 200 000 раз.

В 1933 г. правительство США инициировало проведение расследования случаев мошенничества в авиационной отрасли. Уильяма Боинга в числе прочих подвергли проверке и обязали раскрыть свои доходы. Отвечая на вопросы сенатской комиссии, он признал, что заработал около $12 млн только на выпуске акций новой коммерческой структуры, что, впрочем, не являлось нарушением закона. Однако администрация Франклина Рузвельта была настроена против авиагигантов. В 1934 г. в США приняли антимонопольный акт, который, в частности, запрещал авиастроительным компаниям одновременно быть владельцами транспортных и почтовых фирм. В соответствии с новыми требованиями почтовые контракты Boeing были аннулированы, а корпорация United Aircraft and Transportation разделилась на United Aircraft Company, Boeing Airplane Company (самолетостроение на Восточном и Западном побережьях соответственно) и United Airlines (авиаперевозки).

Сам факт вмешательства государства в его дело так разозлил Уильяма Боинга, что он принял решение уйти из бизнеса, продав все свои акции. Предприниматель вышел на пенсию, как и мечтал, в 52 года, хотя и вернулся в свою компанию ненадолго в качестве консультанта во время Второй мировой войны. В конце 1930-х он занялся разведением породистых лошадей, а после войны инвестировал в недвижимость в Калифорнии. Умер Уильям Боинг в 74 года на борту своей яхты «Таконит» (названа в честь той самой руды, с которой все когда-то начиналось) за несколько месяцев до появления первого реактивного самолета компании Boeing 707, с него, по сути, и стартовала эра пассажирской авиации.

В стиле милитари

Поначалу Boeing Airlines более всего преуспела в производстве военной техники. Еще в 1921 г. Уильям Боинг получил заказ на 200 самолетов – предшественников современных истребителей. За каждый экземпляр ВВС США заплатили компании по $7240. После этого армейские заказы посыпались один за другим. Накануне Второй мировой, в 1938 г., корпорация нарастила производственные мощности: на заводе Boeing в Сиэтле работали уже свыше 28 000 человек.

Компания выпускала для американской армии три модели: тренировочный самолет Kaydet и два бомбардировщика — B-17 «Летающая крепость» (сконструирован в 1934 г.) и B-29 «Суперкрепость» (1938 г.). B-17 стал незаменимой моделью для авиации США во время войны и символом военной мощи страны. На пике спроса на него, в июне 1944 г., заводы Boeing выпускали по 16 таких самолетов в сутки. Что касается B-29, то именно с самолета этого типа американские летчики сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

Когда поток армейских заказов стал иссякать, Boeing выпустила еще несколько новых бомбардировщиков, в том числе B-47, B-50 и B-52. Но все же военная авиатехника уступила место гражданской. И даже легендарный B-17 был переоборудован для перевозки пассажиров и стал выпускаться как B-307 Stratoliner.

Анна Коппола

По материалам: “Компания”

Ранее

Виноградари и виноделы

Далее

Ученые: Жареная свинина и бекон могут продлить жизнь

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru