РЖД привлекут в фонде 25% средств для расширения инфраструктуры под вывоз угля из Якутии. Проект оценивается в сумму от 350 до 700 млрд руб. В республике бум добычи угля, но не хватает мощностей для его транспортировки
«Российские железные дороги» привлекут в Фонде национального благосостояния (ФНБ) 25% финансирования для расширения железнодорожной инфраструктуры под вывоз угля из Якутии. Об этом на брифинге сообщил глава монополии Олег Белозеров, передает корреспондент РБК.
Ранее с предложением финансировать якутский кластер из ФНБ выступил президент Владимир Путин.
По словам Белозерова, стоимость проекта составит от 350 млрд руб. (с тепловозной тягой) до более 700 млрд (с электрификацией). Речь идет о строительстве дополнительных путей от станции Тында до порта Ванино в Хабаровском крае. По данным источника РБК, знакомого с поданной в правительство заявкой, РЖД запросили в ФНБ 188 млрд руб. на проект развития Восточной части БАМа для вывоза угля из Якутии, который оценивается в 752,4 млрд руб.
Белозеров отметил, что РЖД начали готовиться к стройке якутского кластера. «Мы проинформировали Минтранс и правительство, направили им материалы по данному проекту для рассмотрения», — сказал он. Стройка займет четыре-пять лет, завершить строительство РЖД планируют в 2026–2027 годах.
Развитие якутского кластера — третий этап модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали, к которому РЖД пока не приступили. Из-за дефицита финансирования долгосрочной программы развития у компании нет возможности до 2025 года профинансировать этот проект собственными средствами, сообщил заместитель гендиректора РЖД Андрей Макаров. По словам Белозерова, помимо ФНБ компания рассматривает и другие источники финансирования, но деталей он не уточнил.
Почему это важный проект для региона
В 2020 году предприятия Якутии увеличили добычу угля на 5%, до 20 млн т. В этом году ожидается рост добычи почти в два раза, до 39 млн т. «А-Проперти» Альберта Авдоляна в апреле 2020 года приобрела у «Мечела» Эльгинское месторождение (крупнейшее месторождение коксующегося угля в России с запасами 2,2 млрд т). В прошлом году она увеличила добычу на Эльге на 60%, до 7 млн т, в 2021 году собирается ее довести до 18 млн т, план на 2023 год — 45 млн т в год. Другой крупный производитель угля в республике «Колмар», принадлежащий Анне Цивилевой, намерен в 2021 году удвоить добычу до 12,24 млн т.
Но уже год существует проблема с вывозом угля из-за нехватки провозной способности железных дорог, поэтому компании вынуждены хранить остатки на складах — там скопилось около 2 млн т, констатировал в феврале первый зампред правительства республики Кирилл Бычков. Поэтому власти Якутии обратились к РЖД с предложением заключить соглашение о вывозе фиксированных объемов угля по примеру Кузбасса, с которым уже второй год действует договоренность о поставках в восточном направлении 53 млн т ежегодно. В РЖД ответили на это предложение отказом, потому что компания не вправе определять приоритетность перевозок тех или иных грузов.
На проблему с вывозом угля из Якутии обратил внимание Путин. «Поручаю правительству представить дополнительные предложения по развитию восточного участка Байкало-Амурской магистрали. Речь идет об увеличении вывоза угля из Якутии в восточном направлении — руководитель [Якутии Айсен Николаев] сегодня об этом упоминал», — заявил президент по итогам совещания по вопросам развития угольной отрасли, которое он провел в начале марта.
Тогда же Путин попросил проработать механизмы финансирования этого проекта, включая возможности ФНБ.
Светлана Бурмистрова
По материалам: “РБК”