Почему бизнесу на курортах России не хватает кадров
Бизнесу в Сочи и на других курортах российского юга не хватает линейного персонала: горничных, официантов, поваров и других специалистов. Что спровоцировало кадровый голод в самых горячих регионах страны и как предприниматели решают эту проблему, пока не начался сезон?
«Весь рынок труда находится в плачевном состоянии, персонала мало. Я не говорю уж о квалифицированном персонале», — рассказывает Анна Нетягина, владелица сочинского ресторанного холдинга A.Family Group (семейный ресторан «Оливье», банкетный зал «Мацестинская ротонда» и другие). По ее словам, из-за нехватки кадров рестораны холдинга укомплектованы сотрудниками лишь на 70–80%. Пока это не вызывает сложностей, так как после майских праздников в Сочи спал поток туристов. Но с началом высокого сезона дефицит кадров на курортах станет острым и превратится в проблему, ожидают опрошенные Forbes предприниматели.
«Мы пробовали все, но ничего не работает»
Кафе сети «Шоколадница» в Сочи, по собственным данным, тоже укомплектованы лишь на 80%. Людей не хватает из-за оттока из России трудовых мигрантов и пострадавшей репутации отрасли, считают в сети: «У кандидатов снизилось доверие к рынку HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес. — Forbes), так как именно наш сегмент в пандемию пострадал больше всех». Гостиницам сейчас сложнее всего найти горничных, так как эти позиции традиционно занимали выходцы из Средней Азии, а россияне не выходят на них из-за «сравнительно низких зарплат», утверждает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
Хотя в сочинском отеле «Форвард Апартаменты» персонала хватает, его управляющий Дмитрий Боков замечает дефицит кадров на рынке. «С нехваткой персонала сталкиваются объекты, которые распустили людей по домам и не позаботились о них [во время локдауна]», — поясняет Боков. По наблюдениям специалиста, сложнее всего сейчас закрыть позиции официантов, барменов, горничных, сотрудников прачечных при отелях и поваров.
Кадровый голод испытывают и сервисы доставки, говорит сооснователь краснодарского сервиса доставки еды Broniboy Александр Радионов. По его словам, найти людей в Анапе, Геленджике и Новороссийске невозможно, несмотря на то что требования к курьерам ниже, чем к линейном персоналу в ресторанной отрасли, и их берут даже без опыта работы. «Чтобы привлечь людей, мы пробовали все, начиная с рекламы до реферальны х программ, когда можно было получить скидку, приведя на работу друга. Но ничего не работает», — признается предприниматель.
Конкурс за местных
Нехватка локальных кадров — норма для юга России, отмечает директор подразделения RightForce кадрового агентства Ancor Ирина Авдонина. «У компаний есть ощущение, что они могут пойти в кадровое агентство, запустить широкую рекламу и так найти сотрудников. Но в регионе нет столько людей. Число ребят 18–22 лет, готовых занять линейные позиции, несопоставимо с количеством вакансий», — отмечает эксперт. Местные предпочитают развивать семейный бизнес или жить за счет сдачи жилья. Им нужно предлагать больше денег, чем они могут получить, работая на себя, говорит Авдонина.
По словам Анны Нетягиной, ресторанный холдинг A.Family Group уже повысил зарплаты сотрудников на 30%. Такого крупного фонда оплаты труда у холдинга не было даже «в олимпийские времена» (имеется в виду зимняя Олимпиада в Сочи 2014 года. — Forbes), признается предпринимательница. На столько же, по собственным данным, пришлось поднять зарплаты сотрудникам «Шоколадницы» и сервиса доставки Broniboy.
Сезонный спрос на рабочие руки на курортах традиционно закрывают приезжие. И в этом году, по наблюдениям Ирины Авдониной, людей, готовых рассмотреть релокацию на сезон, стало больше. Но работодателям нужно предлагать кандидатам «хорошие компенсационные пакеты»: оплачивать переезд, жилье, питание. Например, Broniboy удалось привлечь в курортные города сотрудников из Краснодара и Ростова-на-Дону, предложив оплату жилья, рассказывает сооснователь сервиса Александр Радионов. Компания уже сняла по 50 мест в хостелах Анапы, Геленджика и Новороссийска, где планирует размещать курьеров летом. А «Шоколадница» сняла гостевой дом для сотрудников, которые приедут в Сочи из других городов России.
Куда селить приезжих
Ресторанному холдингу A.Family Group всегда требовались дополнительные специалисты в сезон и их привозили со всей России, говорит его владелица Анна Нетягина. Компания в разные годы предоставляла сезонным работникам места в общежитии, но раньше многие отказывались, потому что хотели жить обособленно или с парой. А в этом году общежитие холдинга уже переполнено, причем в некоторые комнаты пришлось ставить дополнительные кровати. Снять жилье самостоятельно люди не могут из-за высоких цен на аренду.
Дмитрий Боков называет происходящее в сфере аренды жилья в Сочи «безумием»: «Стоимость аренды однокомнатной квартиры может достигать 50 000–60 000 рублей в месяц, и это не центр города». Цены на жилье в Сочи выросли «катастрофически», подтверждает управляющая сочинского ресторана «Лимончини» Екатерина Северова: «До коронавируса однокомнатную квартиру в центре Сочи можно было снять за 15 000–20 000 рублей, а комнату — за 7000–10000 рублей. Сейчас люди предлагают комнату в двухкомнатной квартире в пятиэтажке за 30 000 рублей». По данным ЦИАН, за год аренда жилья в Сочи подорожала на 40%, а с начала апреля — на 5%.
Рестораны и гостиницы не могут повышать заработные платы в такой пропорции, считает Северова: «И людям, получается, невыгодно приезжать в Сочи, потому что они все заработанные деньги отдадут арендодателям». Для бизнеса это «катастрофические расходы», вторит ей Нетягина. Жилье по приемлемым ценам чаще всего расположено далеко от центра города — поэтому компании также нужно обеспечить сотрудникам проезд от дома до рабочего места и обратно. Из-за высоких цен на жилье люди, уехавшие во время локдауна в родные регионы, не могут вернуться обратно, а компании отказываются компенсировать проживание, рассказывает специалист.
К тому же в городе практически невозможно арендовать квартиру на длительный период, например, несколько месяцев, отмечают собеседники Forbes. Местные арендодатели сдают квартиры посуточно. Средняя ставка на такую аренду в Сочи за год выросла больше чем в полтора раза. Чтобы заработать больше, весной владельцы квартир массово выселяют постоянных жильцов. «И это касается не только бюджетного жилья. Моя подруга снимала квартиру за 200 000 рублей, и ее тоже выселили», — рассказывает Северова.
Развитию южного бизнеса мешает то, что и местные жители, которые поднимают цены на недвижимость, и пляжные заведения (кафе, закусочные и так далее) с высоким трафиком повально уходят от налогов, считает Нетягина. «Мы работаем в белую и не можем платить поварам больше 3500 рублей в день, — объясняет она. — Пляжные же точки, которые не контролируются (надзорными органами), дают по 5000 рублей в день наличкой. Конкурировать с ними тяжело».
Адский юг
В прошлом году нехватка линейного персонала на юге была «адской», утверждает директор подразделения RightForce кадрового агентства ANCOR Ирина Авдонина. Сложности были связаны с наплывом туристов из России, которые не смогли уехать отдыхать за границу из-за пандемии. Местные предприниматели признавались, что никогда не видели такого наплыва людей в регион, и вспоминали времена Советского Союза. К примеру, 12 июля 2020 года аэропорт Сочи обслужил 37 000 человек, в то время как в дни Олимпиады-2014 рекордным показателем были 23 000 человек.
Анна Нетягина связывает дефицит персонала в Сочи в прошлом году с тем, как регион выходил из самоизоляции. Ресторанам Краснодарского края разрешили работать с 27 июня 2020 года — власти сообщили об этом двумя днями ранее. «Мы не могли найти людей за то время, которое нам дал губернатор на открытие. Я знаю, что специалисты отделов продаж в отелях убирали номера, потому что не было горничных», — рассказывает Нетягина. К тому же сотрудники, которые приезжали на заработки в прошлые годы, отказывались от работы, опасаясь новых ограничений. По словам предпринимательницы, к июню 2020 года многие из них уже нашли стабильную работу в родных регионах и не хотели рисковать.
В этом году в регионе пока спокойно. По наблюдениям Нетягиной, поток туристов после майских праздников спал, а километровые очереди в сочинские рестораны — это не более чем миф. Но с началом сезона ситуация может измениться, говорит она: «Только вот когда ждать этот сезон — непонятно».
Варвара Селизарова
По материалам: “Forbes”