Госдума готовится принять в первом чтении новый закон о специнформации.
На этой неделе Госдума собирается голосовать за проект закона «Об обороте отдельных видов критических изделий и материалов». Депутаты торопятся к апрельскому внесению корректировок в бюджет – ожидается, что средства на реализацию новой инициативы понадобятся немалые. Правда, пока не ясно, сколько именно.
Законопроект призван урегулировать оборот критических изделий и материалов, к каковым относятся «изделия и материалы, отказ которых является причиной неспособности продукции выполнять ее функции, либо влияет на безопасность продукции», говорится в проекте закона. Речь идет в первую очередь о космосе, оборонном комплексе, атомной промышленности, РЖД и гражданской авиации.
По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева, в этих стратегических отраслях немало контрафактной продукции. Чтобы впредь этого не было, будет проводиться уникальная идентификация «критических изделий», машиносчитывающее маркирование штрих-кодом или радиочастотной меткой.
Депутат привел в пример некое Самарское ООО «Агрегат», которое, по его словам, поставило некачественные комплектующие для самолетов на 80 авиапредприятий: «Даже объемы небольшого предприятия способны создать угрозу для жизни людей и безопасности страны», – констатировал Гутенев.
По словам члена общественного совета при Минпромторге России Иосифа Дискина, контрафактная продукция сегодня очень дорого обходится государству – именно она привела к срыву испытаний и задержке поступления вооружений на разных этапах: «Взять хотя бы историю с «Булавой» – это на год оттянуло поставку новых вооружений».
Ожидается, что весь объем данных будет аккумулироваться в Ростехнадзоре и ФСБ. Теперь, по новому закону, данные о «критической продукции» будут вноситься в специальный федеральный перечень, доступ к которому получит узкий круг лиц по особому допуску.
Следом за безопасностью продукции возрастет и ее конкурентноспособность, уверен Гутенев.
Для Минобороны уже разработано три группы стандартов, для гражданской авиации – четыре.
Дискин привел в пример российский оборонный экспорт: «Мы хорошо знаем проблемы с поставкой в Индию. Закон снизит издержки по производству и транспортировке экспортной продукции. Основные решения законопроекта не являются предметом умыслов, они проверены на пилотных проектах в Росатоме, РЖД, Росавиа. Пришла пора это продвигать в массовом масштабе. Но отсутствие закона мешает этому».
По мнению Дискина, против нового закона возражать могут только те, «кто зарабатывает огромные деньги на контрафакте, прямые коррупционные доходы предприятий от контрафакта выше, чем затраты на эту систему».
Тем не менее, аргументы «против» нового закона звучат тоже весьма логично – например, разработчиков закона обвиняют в лоббировании интересов тех, кто эти метки будет ставить, а также тех, кому будет поручено отслеживать путь «критических изделий», начиная от их создания до продажи либо утилизации. Основной надзор, как ожидается, поручат «Ростехнадзору» и ФСБ.
По словам статс-секретаря Госкорпорации «Ростехнологии» Александра Савенкова, новый закон может привести к тому, что «деятельность наших контролеров парализует деятельность предприятий, надо не двигаться в сторону секретности, а, наоборот, выкладывать информацию в открытом доступе, чтобы каждый мог зайти на сайт и посмотреть».
После принятия нового закона все предприятия будут вынуждены опять вводить у себя «первые отделы», сертифицировать компьютеры, создастся механизм, который не только не будет способствовать движению вперед, но и окончательно всё затормозит, уверен эксперт: «Не надо делать так, чтобы с каждым новым изделием приходилось бежать в правительство – давайте включим! Или – давайте исключим! Чтобы закон не породил бюрократический вал… Перечень объектов не должен расширяться в сторону секретности. Надо, чтобы каждый человек, заходя на сайт, понимал, что критично, а что не критично».
Руководитель группы советников ОАО “Рособоронэкспорт” Александр Бриндиков считает, что законопроект не решит проблему контрафакта – его принятие станет инструментом лоббирования компаний, которые занимаются маркированием продукции.
Алла ВАСИЛЬЕВА