Третья часть расследования Марата Хайруллина о ситуации, сложившейся в Федеральной таможенной службе
Как считает депутат Государственной думы Дмитрий Горовцов, в 2012 году около 80% всех таможенных платежей, перечисленных таможней в бюджет, составляли пошлины и акцизы за экспорт углеродов. А в 2013 году это соотношение предположительно превысило уже 90%. Представляете, что происходит? Мы везде декларируем, что ВВП нашей страны растёт, внешняя торговля расширяется, мы переводим экономику на инновационные рельсы, а если исходить из официальных данных, кстати говоря, самой таможни, мы становимся исключительно нефтяной провинцией мира. В чём же тут дело? Вот что говорят мои собеседники.
Я продолжаю разговор с сотрудниками центрального аппарата Федеральной таможенной службы (ФТС), которые предложили встретиться после первой публикации.
В первой статье я ссылался на обнародованное в YouTube видео, где человек, похожий на главу Федеральной таможенной службы, поёт песни. Многие восприняли это как личное дело – мол, у человека хобби такое. Караоке в исполнении первого лица – это у нас уже притча во языцех. В последние годы практически каждое выездное совещание ФТС с участием первого лица ведомства превращается в корпоратив. Причём, что называется, не отходя от рабочего места – прямо в помещениях таможни. В какой-то момент Андрей Юрьевич, если говорить образно, насытившись атмосферой, выходит на сцену и порой часами поёт песни. У него, конечно, красивый голос, но есть и оборотная сторона этих выступлений – после таких «мероприятий» главу ведомства иногда подолгу не видят на рабочем месте. Знаете, в стране ведь на самом деле очень непростая ситуация, особенно с бюджетом – экономика замедляет свой рост, соответственно падают платежи и сборы. А глава ведомства, которое собирает больше половины бюджета, не на рабочем месте. Насколько это вообще соответствует статусу государственного деятеля такого масштаба?
50 тысяч бюрократов
В подтверждение своих слов собеседники из ФТС показали мне видео с телефона, где нетвёрдо стоящий на ногах человек самозабвенно пел песню. Человек действительно был очень похож на главу Федеральной таможенной службы.
Но самое важное, как многие в ведомстве считают, – следствием такого отношения к делу стала очень опасная ситуация, сложившаяся с платежами в бюджет страны, за перечисление которых отвечает таможня.
– Если принять эти цифры за точку отсчёта, то тогда встаёт вопрос: а зачем нам вообще такая таможня? Сейчас её штат составляет более 60 тыс. человек и продолжает расти. При таком раздутом штате реальный доход в бюджет приносят не более тысячи человек. Это аппарат Центральной энергетической таможни и собственно аппарат ФТС. А зачем тогда остальные 59 тыс. бюрократов? Чем они занимаются, если структура платежей в бюджет не отражает итогов их деятельности?
Но самый главный здесь вопрос: куда же деваются деньги, прежде всего от многократно выросшего импорта в Россию? Давайте ещё раз вернёмся к исследованиям члена-корреспондента РАН Валерия Цветкова. Он сравнивает цифры официального импорта в Россию ООН и Всемирной торговой организации с цифрами, которые предоставляет официально российская ФТС. И здесь получается, что по некоторым группам товаров наша российская таможня даёт практически в два раза более низкие цифры. Причём не занижая объёмов поставок. То есть, говоря образно, получается, что при пересечении российской границы ряд иностранных товаров вдруг резко дешевеет – в два, иногда в три-четыре раза.
– В чём тут фокус? – объясняют мне таможенники. – Система выстроена таким образом, что на ряде направлений, мы подчёркиваем, в массовом порядке, поставка товаров в Россию осуществляется якобы через так называемые налоговые гавани специальными фирмами-посредниками. Грубо говоря, предприниматель хочет ввезти партию товара. Он может задекларировать реальную цену на границе с Россией и условно заплатить 20% от 100 рублей. А может обратиться в такую фирму-посредник, которая переоформляет товар в налоговой гавани, например в Эстонии, на себя и уже декларирует, допустим, цену товара не 100 рублей, а 30 и платит уже 20% сбора от 30 рублей. Понятно, что при таких условиях, вероятно, нужно заплатить «откат». Кому? Догадаться очень просто, потому что, как правило, большинство тропинок от таких фирм ведут в так горячо любимый Андреем Юрьевичем РОСТЭК.
Самое смешное и горькое во всей этой ситуации то, что эти махинации – секрет Полишинеля только для россиян, всему остальному миру это очень хорошо видно. Потому что в Европе подобное занижение товарной стоимости с целью ухода от налогов – тяжёлое уголовное преступление. Именно поэтому наша страна – один из лидеров всевозможных коррупционных рейтингов. Потому что составители этих рейтингов прекрасно видят, что происходит в массовом порядке на нашей границе! И по одному этому можно судить, что творится в стране.
Тем не менее сейчас стоит продолжить перечисление первых лиц нашей российской таможни, которые, по моему мнению, несут личную ответственность за создание такой системы.
Персона номер три: генерал-водитель
Сегодня в Сети разгорается очередной скандал. На этот раз вокруг федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница). На некоторых сайтах появилась информация, что руководителя «Росграницы» Дмитрия Безделова уволили из-за подозрения в коррупции: якобы по его попустительству был допущен серьёзный перерасход государственных средств, выделенных на обустройство российской границы. И что интересно, ряд СМИ при назначении Безделова открыто писали, что это прямая креатура главы ФТС Андрея Бельянинова. И вот теперь его сняли в общем-то по серьёзным обстоятельствам. Но, внимание, на тех же сайтах тут же появилась информация, что Андрей Юрьевич теперь хлопочет о назначении на это место своего заместителя по тыловому обеспечению генерала Сергея Комличенко.
– Здесь надо понимать, кто такой Комличенко. Его называют человеком номер три по влиянию в российской таможне. Долгие годы он работал личным водителем Бельянинова, а потом пошёл на повышение. И фактически за четыре года (!) стал генерал-лейтенантом. Как пишут в Сети, Бельянинов вроде как возил его на встречу с Рогозиным. Представляете, что произойдёт, если такой человек без фактического опыта управления сложными государственными структурами будет главой Росграницы!
Здесь вывод напрашивается сам собой: получается, что Бельянинов очень заинтересован, чтобы на этом месте сидел не просто «его» человек, а «совсем его», такой как бывший личный водитель (который наверняка знает про его дела больше, чем, например, супруга или ближайшие друзья), что называется, проверенный, который рядом с ним долгие годы. Для чего? Мне на ум приходит только одно объяснение: чтобы прикрыть от чего-то самого Бельянинова.
И здесь нелишне внимательно присмотреться к человеку, которого называют номером три в иерархии ФТС. В прошлом году тот же депутат Горовцов опубликовал документы, касающиеся служебного самолёта Ту-134, переданного ФТС для оперативных целей. По распоряжению Бельянинова, Комличенко за счёт бюджета оборудовал его вип-салоном. И самое главное, депутат подозревает, что Бельянинов мог использовать его для «неслужебных» целей, в частности для поездок в Тель-Авив, Стамбул и даже Италию.
Но, с моей точки зрения, самым показательным является скандал с так называемыми талонами оперативного обеспечения, который также разразился прошлым летом. Это специальные талоны, гарантирующие, что машины с оперативниками таможни, которые выслеживают контрабандистов, не будут досматриваться сотрудниками МВД. Это нужно для того, чтобы гарантировать оперативников от утечки информации, например, со стороны коррумпированных гаишников и так далее. Что же происходит с этими талонами? До прошлого года, по моей информации, примерно на четыре оперативных подразделения ФТС выделялось около 200 таких талонов. Некоторая часть из них якобы передавалась в центральный аппарат. Как их использовали, до поры до времени никто не знал. Но, судя по всему, они играют какую-то очень важную роль для руководства ФТС. Потому что в этом году в связи с сокращениями оперативных функций таможни ФТС дали порядка 50 талонов. И примерно 25 из них глава ФТС предположительно забрал на центральный аппарат.
А затем произошла следующая ситуация. Совершенно случайно сотрудники МВД в рамках спецоперации остановили автомобиль с таким талоном. И за рулём оказался совершенно посторонний человек. Да ещё лишённый прав за пьяную езду. Единственное достоинство указанного гражданина заключалось в том, что он являлся соседом по даче Бельянинова.
Разразился страшный скандал. Потому что это очень серьёзные документы, но при этом было допущено их прямое использование не по назначению. Но суть даже не в этом. Когда с проверкой пришли в службу тыла и автохозяйство центрального аппарата ФТС, то выяснилось, что такие талоны получили не только первые замы, но, например, и его советник по фамилии Лобанов. По некоторой информации, и прочим посторонним лицам выдавались такие талоны. И здесь я хочу задать вопросы: а зачем всем этим людям эти талоны и где остальные два десятка талонов? У кого они?
Речь ведь идёт на самом деле о весьма серьёзных делах. Вы только вдумайтесь, какая удобная вещь – эти талоны! Например, под их прикрытием очень удобно возить крупные суммы. Вспомните дело Александра Романова. Я уже рассказывал о том, что согласно материалам следствия большие суммы взяток якобы передавались Романову в одном из ресторанов. Иногда из рук в руки могло переходить и до 30 млн рублей и больше. Представляете, как удобно можно было бы возить эти деньги под таким прикрытием?
Только одна эта ситуация со спецталонами может демонстрировать уровень вовлечённости Комличенко в эти дела. Мало того, что этот человек, с моей точки зрения, очень мало заслуживает звания генерала, так он ещё и вполне может иметь отношение к делам, касающимся теневой жизни ФТС. И его прочат в руководители Росграницы…
Таможенный мезальянс – вместо эпилога
Знаете, лучше всего показывает состояние дел в Российской таможне ситуация с Таможенным союзом. Заключая его, наши государственные деятели исходили из того, что Россия всё-таки лидер среди наших трёх стран по товарообороту и соответственно по развитию таможенного дела. То есть мы рассчитывали, что наша ФТС станет таким локомотивом развития Таможенного союза. Что произошло на деле? При всех очевидных плюсах российской таможни поставщики товаров стали предпочитать провозить товары через белорусские и даже казахские таможни? Почему? Ответ открыто печатают в наших и международных СМИ. Вы только вдумайтесь – ни одна машина, ни одна партия грузов через российскую таможню не может проехать без поборов. И поэтому импортёры готовы делать многокилометровые петли, стоять в многокилометровых очередях. Только ради того, чтобы не иметь дела с нашей таможней. То есть вместо равноправного союза у нас случился мезальянс. Мы активно поддержали экономику братских Казахстана и Белоруссии. Вернее, с моей точки зрения, господин Бельянинов и Ко.
Марат Хайруллин