В Башкирии начало мелеть одно из крупнейших в регионе озёр – Ургун
Активисты обвиняют в возникновении экологической проблемы местный Учалинский горно-обогатительный комбинат (УГОК). Но в компании заявляют, что всему виной естественные процессы.
Озеро Ургун находится в Учалинском районе и с 1965 года включено в список памятников природы вместе с находящимся рядом Ургунским бором. Объекты занимают площадь почти 3,4 тыс. гектаров. Некоторое время назад местные жители заметили, что озеро начало мелеть и покрываться вдоль берега тиной. Рыбаки тоже обратили внимание, что в некогда богатом на улов водоёме стала исчезать рыба.
По мнению местных экоактивистов, в происходящем виноват Учалинский горно-обогатительный комбинат. Предприятие для производственных нужд берёт воду из соседнего озера Большие Учалы, именно оно подпитывает Ургун. Для этого на дне водоёмов проложена труба, которую установили ещё в 60-х годах прошлого века. Учитывая перепад высоты, вода легко перетекает из Ургуна в Учалы, а уже оттуда, как считают многие, её забирает комбинат.
Большие Учалы подпитываются паводковыми водами из Кургашского водозабора. Раньше за своевременным наполнением озера, по словам знакомых с ситуацией специалистов, следил сам комбинат. УГОК действительно много лет брал воду для производственных нужд из озера Учалы, но прежде предприятие использовало специальные счётчики и процесс жёстко контролировал штатный эколог. В 2010 году он ушёл на пенсию, как и прежнее руководство комбината. И с тех пор, считают активисты, начались проблемы.
Обострение ситуации произошло в 2020 году, когда неравнодушные местные жители провели собственное расследование. Ургун заиливается, берег покрывается синезелёными водорослями, которые выделяют цианобактерии, опасные для людей и животных. Между тем озеро находится в шести километрах от города Учалы и является популярным местом отдыха местных жителей.
Независимый эколог, член движения «Зелёный Щит Башкортостана. Учалы», член Всероссийского общества охраны природы в Башкирии Эльвира Галлямова рассказала «Октагон.Урал», что про трубу люди знали давно. Но раньше не было заметно столь стремительного обмеления.
За 10 лет начиная с 2010 года Ургун обмелел на 1,5–2 метра в глубину, а от береговой линии вода ушла на 15–20 метров.
Особенно сильно пострадал северный берег озера. В октябре 2020 года во время схода граждан представитель УГОК заверил жителей, что воду из озера Большие Учалы они давно не берут. Но почему тогда Ургун исчезает на глазах?
В самой компании «Октагон.Урал» сообщили, что «водопользование озера Ургун Учалинским ГОК не осуществлялось», поскольку это памятник природы.
– На производственные нужды Учалинский ГОК осуществлял водозабор из озера Большие Учалы на основании разрешения на водопользование. Самотёчный водовод, построенный в 60-х годах между озером Большие Учалы и озером Ургун для поддержания баланса воды в озёрах, перекрыт в 2019 году и с тех пор не используется, – говорится в официальном ответе комбината.
Однако эколог Эльвира Галлямова, возглавляющая инициативную группу населённых пунктов Ургуново и Учалы, не верит этой информации. Схожий ответ регионального минэкологии активистов тоже не устроил. Они недоумевают, почему ведомство не реагирует на тот факт, что в течение 10 лет вода из Ургуна поступала в озеро Большие Учалы, причём из-за действий УГОК её уровень снижался.
– До 2010-го все знали, что комбинат использует воду, а потом всё вдруг стало резко засекречено. Вопросы остаются: почему эту трубу не перережут, если она не нужна? Почему минэкологии не оштрафует компанию за использование воды за все 10 лет? Кроме того, УГОК не показал нам проект или план мероприятий по озёрам, ведь как-то они должны были восполнять ресурсы, – заявила Галлямова.
Модератор тематической площадки Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Экология» в Башкортостане Мурад Шафиков сообщил, что на сходе граждан, о котором упоминала Эльвира Галлямова, представителям ОНФ показали трубу. Тогда же комбинат заверил активистов, что руководство Учалинского ГОК продумает меры по сохранению озёр, а представитель минэкологии сослался на то, что водоёмы в Башкирии мелеют в целом из-за природных факторов.
– Да, естественные причины есть. Но мы считаем, что комбинат тоже стал причиной такой ситуации. Они утверждают, что при работе используется только 3 процента воды извне, 97 процентов воды используется из системы оборотного водоснабжения. Но эти цифры вызывают сомнения, – отметил Шафиков.
Также собеседник издания рассказал, что в администрации Учалинского района была собрана рабочая группа и принято решение пустить через Большие Учалы в Ургун паводковые воды. Но ситуация не изменилась. Проблема, говорит Шафиков, может заключаться и в изношенности соединяющей озёра трубы, из-за чего весь объём воды попросту терялся по пути.
В свою очередь, Эльвира Галлямова сообщила, что лично контролировала уровень воды в озёрах и заметила, что Ургун вовсе не пополнился, а в Учалах уровень восстановился.
– Это доказывает, что трубу никто не перекрывал, вода из Ургуна так и продолжает перетекать в Учалы, – считает она.
Говоря о явном снижении уровня воды в озере Ургун, Учалинский ГОК приводит данные Камского бассейнового водного управления о том, что «обмеление водоёмов носит природный характер и может быть связано с общими климатическими изменениями».
– Мы не против производства, – подчеркнула Эльвира Галлямова. Активист предлагает не трогать озеро Учалы, поскольку оно тоже мелеет, чтобы оба водоёма могли восстановиться естественным путём. А воду для нужд компании она предлагает получать другим способом, например, пробурив скважины.
Как сообщили в УГОК, с мая 2021 года комбинат полностью прекратил водозабор с насосной станции озера Большие Учалы, перейдя на замкнутый цикл оборота промышленных вод. В систему промышленного водоснабжения теперь подаётся очищенная вода с пруда – стабилизатора очистных сооружений промышленных сточных вод, а также вода из артезианских скважин, которые не сообщаются с бассейнами озёр.
Активисты сокрушаются, что со стороны администрации района нет должного контроля за экологической обстановкой.
Например, в мае в Ургунском бору, имеющем охранный статус, обнаружили незаконную вырубку деревьев, но виновных пока не нашли. По словам общественницы Галлямовой, сосны и лиственницы Ургунский лесхоз спилил «под видом вырубки погорелого валежника». Недавно в Учалинском районе после проверки Росприроднадзора суд на 10 суток приостановил деятельность Сангалыкского щебёночного карьера за превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ и пыли в воздухе и невыплату штрафов. Но, по словам местных жителей, работы в карьере по-прежнему ведутся с 11 вечера до 6 утра.
Проблема комплексная. Чтобы сделать выводы относительно ситуации с озером Ургун, надо провести научные изыскания и договариваться со всеми сторонами, говорит Мурад Шафиков.
– Промышленные гиганты так или иначе будут пользоваться ресурсами, в том числе водными, от этого никуда не уйти. Хотелось бы, чтобы они уделяли внимание экологическим программам и модернизации производства, они должны быть в этом заинтересованы, – считает представитель ОНФ.
Ургун является памятником природы. Чтобы приступить к любым изысканиям, потребуется организовать госэкспертизу. В ближайшее время на площадке Курултая планируется собрать рабочую группу и вместе с представителями администрации Учалинского района, УГОК, научного сообщества и депутатами обсудить ситуацию вокруг озера Ургун.
Ольга Громова
По материалам: “Октагон”