Волна накрыла малый бизнес

В России зафиксировано резкое сокращение количества малых и средних предприятий (МСП), а также числа их работников

По данным на июль, в секторе заняты 14,6 миллиона человек, хотя ещё месяц назад в реестре числилось почти 15,4 миллиона работников сферы МСП. Вместе с экспертами и бизнесменами «Октагон» разбирался в причинах резкого обвала сферы малого бизнеса в России.

Статистические данные Федеральной налоговой службы (ФНС) о ситуации в сфере малого и среднего бизнеса отражаются в едином реестре субъектов МСП, который обновляется ежемесячно.

Согласно его данным, за месяц количество работников сектора снизилось на 770 тысяч человек – до 14,6 миллиона. Это самый низкий показатель за всю историю ведения реестра.

При этом сокращение количества самих субъектов МСП хотя и значительное (на 249 тыс. компаний), но не приведшее к историческим максимумам числа компаний сектора. Сейчас в России 5,6 млн субъектов МСП, а в 2016 году их было 5,5 млн.

Изменения в секторе происходят на фоне третьей волны коронавируса. Сфера услуг, которая не достигла докризисного уровня, вновь стала жертвой локальных локдаунов: в мае появились режимы нерабочих дней, в регионах ввели QR-коды для общепита, требования к вакцинации не менее 60 процентов сотрудников в сфере услуг.

©octagon.media, 2021

Бизнесу остался оптимизм

Сокращение малых компаний видят и сами предприниматели.

– До пандемии мы работали на рынке детских услуг три года и показывали стабильный рост. Накануне 2020-го мы хорошо вложились в ремонт нового детского сада, для этого взяли кредиты, так как оборотные средства позволяли, – рассказала «Октагону» владелица одного из частных детских садов Екатеринбурга, пожелавшая не афишировать своё имя. – Но пришёл локдаун, и восстановиться нам не удалось. Поддержка, которую мы получали от государства, помогла частично перекрыть текущие затраты, но вернуться на рынок нам не удалось – клиентская база стала набираться медленнее. Поэтому мы вынуждены были закрыться.


Хотя настроения в секторе не радостные, далеко не все потерявшие свои деньги предприниматели намерены сворачивать бизнес.


Об этом говорили бизнесмены из Пензенской, Саратовской, Омской областей и Ханты-Мансийского автономного округа, с которыми удалось пообщаться «Октагону». Однако вопросы о мерах, которые предпринимаются для выживания, руководители компаний оставили без ответа, не стали они комментировать и возможное сокращение штата.

– Нам в пандемийный год удалось нарастить производственную базу. В апреле этого года мы открыли второй отдел, штат сотрудников вырос до 23 человек. Правда, сейчас мы ощущаем спад покупательной способности. Очень надеемся, что государство будет помогать тем, кто предоставляет и наращивает рабочие места. Без поддержки извне оборотного капитала может не хватить, – пояснили «Октагону» в сети пекарен «Булошникъ» из Ханты-Мансийска.

А вот в пензенской дизайнерской студии «Элит Дизайн» хотя и подтверждают ухудшение финансового положения на рынке и снижение заказов, но не ожидают какой-либо поддержки от государства:

– Сейчас нужно рассчитывать только на свои силы. Налоговая нагрузка сейчас высока, мы думали, что удастся её оптимизировать за счёт новых налоговых режимов, слухи про которые ранее ходили, но ничего такого в итоге не появилось.

Сокращение бизнеса не остановится

По мнению экспертов, резкое падение количества субъектов МСП и сокращение работающих в них сотрудников объясняется не только кризисом, но и структурными изменениями сферы малого бизнеса.

– Во-первых, сказывается экономический кризис. Во-вторых, налоговая с прошлого года начала сильно зачищать свой реестр, удаляя оттуда неактивные предприятия. В-третьих, в России полностью заработал новый режим для самозанятых. Уверен, что многие из тех, кто раньше работал в белую и держал для этого ИП или даже ООО, чтобы оптимизировать свои расходы, просто стал самозанятым. А данная категория в реестр МСП не включается. С этим вполне может быть связано снижение числа работающих в сфере МСП, – пояснил «Октагону» председатель Свердловского областного отделения «Опоры России» Илья Тыщенко.

 

Ещё одну причину сокращения субъектов МСП эксперты видят в окончании льготной поддержки для бизнеса.

– Произошло завершение большинства мер поддержки, прежде всего программы поддержки занятости ФОТ 2.0, по которой малому и среднему бизнесу предоставлялись кредиты по ставке 2 процента, списываемые при условии сохранения не менее 90 процентов штата на 1 апреля 2021 года. Затем была запущена программа ФОТ 3.0 по ставке 3 процента – но эти кредиты уже не списываемые. Одновременно идёт увеличение числа банкротств предприятий в связи с завершением срока моратория на возбуждение дел о банкротстве, – пояснила «Октагону» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

По её словам, господдержку в прошлом году получили только 42 процента субъектов МСП, а 45,3 процента компаний не смогли воспользоваться никакими мерами поддержки. Это заставило их брать коммерческие кредиты для выживания. По данным ЦБ, доля малых предприятий, имеющих задолженность по кредитам, выросла с 20 до 30 процентов.

Власти видят надвигающуюся угрозу и пытаются выработать превентивные меры. Например, правительство Москвы недавно объявило об отсрочках арендных платежей и выдаче льготных кредитов. Кроме того, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов недавно предлагал рассмотреть вопросы по компенсации МСП затрат на проведение тестов и вакцинации или помочь со льготным рефинансированием кредитов МСП, которые потеряли из-за кризиса более 30 процентов выручки. Но пока данные меры только обсуждаются.

Впрочем, как считает Илья Тыщенко, для полного восстановления отрасли необходимо общее восстановление экономической системы и восстановление производственных цепочек.

– Для примера можно взять кинотеатры. Вот в пандемию их закрыли, они оказались на грани закрытия, потом меры смягчались – регулировалось наполнение залов и действовали другие ограничения. А сейчас и вовсе все ограничения сняты – можно жить и работать. Но отрасль-то в упадке. А почему так происходит? Потому что Голливуд тот же самый стал откладывать прокат премьер, ведь они хотят заработать. А раз нет премьер, то никто и не ходит в кинотеатр. Как в таком случае помочь индустрии? Разве что права на новинки у Голливуда выкупать, – заключает эксперт.

Михаил СеребряковИгорь Лесовских

По материалам: “Октагон”

Ранее

Топ-5 лучших компаний по монтажу полимерных полов в 2024 году

Далее

Инфляция всерьез и надолго

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru