Турция не признает Крым и продает оружие Украине. Как ей удается дружить с Россией?
Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что инцидент с британским эсминцем у берегов Крыма точно будет не последней провокацией со стороны военного флота НАТО. У Москвы накопилось достаточно претензий к Североатлантическому альянсу. Но обычно они адресованы всем членам блока, кроме одного — Анкары. Российско-турецкие отношения заметно потеплели после войны в Карабахе и становятся все теснее, несмотря на то что Турция ведет неоднозначную политику. Например, до сих пор не признала Крым и продает оружие Украине. Почему это не смущает Москву. Как Анкара поведет себя в случае, если отношения НАТО и России осложнятся еще сильнее, и какую сделку две стороны могут заключить по Крыму, «Ленте.ру» рассказал профессор турецкого университета Малтепе (Стамбул) Хасан Унал.
Не нейтральные воды
«Лента.ру»: Напряженность в черноморском регионе продолжает расти. Сначала был инцидент с британским эсминцем Defender, потом начались украинские учения Sea Breeze с участием НАТО. Как это все на Турции сказывается?
Хасан Унал: Да, напряженность действительно росла, и я понимаю озабоченность России по поводу всего этого. Тут помогает конвенция Монтре. Если бы ее не было, то сейчас в Черном море бродила бы огромная армада Запада, которая всячески пыталась бы ограничить военные возможности России. Но благодаря строгому выполнению конвенции Турцией не черноморские страны могут посылать сюда только пару кораблей и оставаться там только три недели, а потом обязаны покинуть его акваторию. В противном случае Турция может не разрешить им снова войти в Черное море.
Турция всегда будет соблюдать конвенцию Монтре в соответствии с буквой и духом документа. Что же касается учений Sea Breeze, то, как вы могли заметить, Турция занимает очень сдержанную позицию во всей этой англо-российской напряженности не только на Черном, но и в Средиземном море.
В теории, если бы Россия все же потопила британский эсминец, этот инцидент мог попасть под статью 5 устава НАТО, предполагающую коллективную оборону в случае нападения на одного из членов блока. Возможно такое, на ваш взгляд?
Знаете… Вот когда Турция поддерживала Азербайджан в конфликте с Арменией дипломатическими и военными средствами, но сама не ввязывалась в конфликт, что во время второй карабахской войны, что в 1990-е, в НАТО нам говорили: Турция — член НАТО, и должна вести себя ответственно. Но разве это не относится к Великобритании? Такого рода кошки-мышки с самолетами и военно-морскими судами могут легко разгореться в настоящий конфликт, и российские силы применят силу против британских кораблей. Стоит ли из-за этого такой стране, как Турция, ввязываться в войну против России? Это было бы полной глупостью.
Раз у нас военный альянс, то должны быть соответствующие глобальные правила ведения боевых действий. Где военная доктрина НАТО? Даже если Россия в наши дни является нежелательной страной потому-то и потому-то, разве нужно из-за этого НАТО начинать войну против России? И зачем? Ради Крыма, Украины? Украина не входит в НАТО, почему члены альянса должны из-за нее ввязываться в эту войну? Вот если британские суда выйдут в Черное море, спровоцируют Россию, и все это перерастет в военное столкновение, то в такой ситуации возникает вопрос: а кто на кого напал на самом деле? И ведь где? Прямо у нее, у России, на пороге.
НАТО должно взять себя в руки. Так больше продолжаться не может. Они заигрались с огнем
И как в такой ситуации поступит Турция? Ведь она фактически окажется меж двух огней, так как по договору с НАТО будет обязана участвовать в военных действиях на стороне блока.
Ну, мы с вами рассуждаем гипотетически, очень гипотетически. Мне кажется маловероятным, что такая ситуация вообще когда-либо возникнет. Да, американцы иногда или даже в большинстве случаев ведут себя глупо, но не до такой степени. Но британцы в последнее время слишком уж наседают на русских.
И этим фактом очень довольна Украина. Кстати, Турция теперь поставляет Киеву ударные беспилотники, а также обещала построить для ВМФ Украины корвет. Это одно из противоречий в отношениях двух стран. Насколько сильно это влияет на отношения с Москвой?
Вопрос Украины действительно крайне деликатный и чувствительный. Для Турции это сродни хождению по канату, понадобится, так сказать, «дипломатическая акробатика». Но Турции не привыкать. Тут ведь суть в чем: Турция и Россия нуждаются друг в друге. Нашим странам нужно сотрудничать. Нельзя позволить чему бы то ни было этому помешать. Это должно стать девизом наших взаимоотношений.
То, что Турция является членом НАТО, не должно отражаться на ее отношениях с Россией, потому что мы не типичный представитель блока, не как Люксембург, Бельгия или любое другое западноевропейское государство. Да, Анкара должна оставаться в НАТО. Но, несмотря на это, Анкара всегда преследовала свою независимую политику. Даже во времена холодной войны она, оставаясь членом НАТО, развивала отношения с СССР. То же и сейчас.
И все же, возвращаясь к Украине и поставке туда турецких беспилотников…
У Турции есть свои отношения с Украиной, и она хотела бы продолжить их развивать. Россия должна это понимать. Да, Турция продала Украине беспилотники, случается. И что теперь Украина будет превосходить Россию по военной мощности из-за пары десятков беспилотников?
То, что у Турции хорошие взаимоотношения и с Украиной, и с Россией, позволяет ей предложить посредничество между двумя странами. Потому что западные страны, Соединенные Штаты и другие будут лишь натравливать Украину на Россию. А нам незачем провоцировать Украину, мы просто стремимся поддерживать наши отношения на хорошем уровне. Это большая разница.
Территориальные споры
Это не единственный аспект украинской темы, остающийся спорным в отношениях Москвы и Анкары. Есть еще Крым, чей статус как региона РФ в Турции не признали.
Я лично считаю, что Турция и Россия должны заключить соглашение по Крыму и Турецкой Республике Северного Кипра, и Россия должна возглавить движение по признанию республики (в качестве отдельного и независимого государства — прим. «Ленты.ру»). Ведь объединенный Кипр может стать членом НАТО, а это совсем не в интересах России. Как только она это сделает, турецкие авиакомпании смогут возобновить прямые рейсы в Крым, а турецкие власти откажутся от нарратива о том, что Крым является частью Украины. Но это будет происходить постепенно, разумеется.