Россияне постепенно возвращаются на зарубежные курорты, следует из данных банков о тратах их клиентов. Исходя из географии зарубежных транзакций, большинство ожидаемо выбрало для отдыха открывшуюся Турцию
Опрошенные РБК крупные банки оценили траты своих клиентов за рубежом в июле 2021 года после снятия ограничений на полеты в популярные у россиян страны, в первую очередь в Турцию. Объем платежей по картам вырос по сравнению с прошлым годом, но не у всех вернулся к уровню 2019-го, рассказали представители кредитных организаций.
Так, по данным ВТБ, с 22 июня (с момента возобновления авиасообщения с Турцией) до 20 июля зарубежные расходы клиентов банка увеличились на 36% по сравнению с предыдущим месяцем, до 2,4 млрд руб. Клиенты «Русского стандарта» с 22 июня по 25 июля потратили за границей на 71% больше средств, чем в тот же период прошлого года, но на 45% меньше допандемийного 2019 года. Средний чек операций по картам «Русского стандарта» за рубежом за обозреваемый период составил 12 088 руб.: в 2020-м он составил 11 616 руб., в 2019-м — 7 856 руб.
МКБ фиксирует волнообразную динамику изменения числа транзакций и объема трат клиентов в заграничных поездках. С июня по июль 2021 года объем трат вырос на 30%, а число операций — более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом показатели по тратам и количеству транзакций в текущем году на 21 и 38% меньше показателей такого же периода 2019 года соответственно.
По данным Газпромбанка, с 22 июня по 20 июля объем платежей в иностранной валюте увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 185%, количество операций — на 167%. Однако в сравнении с 2019 годом эти показатели меньше на 19 и 8% соответственно.
Другие крупные банки не ответили на запросы.
Самые популярные направления для туризма банки определяют по-разному, но все они отмечают рост расходов своих клиентов в Турции. В частности, по данным ВТБ, в Турции расходы кратно увеличились во всех категориях, максимально — на гостиницы, развлечения и рестораны, но текущий оборот в них меньше показателей 2019 года на 21%. Исключение составили траты на аренду автомобилей и мотоциклов, которые выросли на 41% даже по сравнению с допандемийным периодом. По мнению Дырина, это говорит о росте популярности самостоятельных путешествий по Турции. В целом по зарубежным странам объем трат у клиентов ВТБ на аренду авто вырос в 1,5 раза, до 52 млн руб., на экскурсии — более чем в два раза, до 102 млн руб., на развлечения — на 71%, до 46 млн руб., на гостиницы — на 42%, до 670 млн руб.
По данным «Русского стандарта», в топ-5 лидирующих категорий по расходам входят супермаркеты (средний чек — 2 456 руб.), кафе, рестораны и фастфуд (6 545 руб.), аптеки (3 913 руб.), отели и гостиницы (48 537 руб.), а также АЗС (3 797 руб.). У МКБ среди популярных категорий по числу платежей остаются одежда, обувь и аксессуары, отели, авиабилеты, электроника. У Газпромбанка — одежда и обувь, отели и гостиницы, кафе, рестораны, бары, фастфуд.
Промсвязьбанк с начала лета фиксирует кратный рост трат туристов на гостиничный сервис: на его долю приходится 17,8% от всех трансграничных операций. 13% составляют траты на одежду и 12% — покупки в крупных торговых супермаркетах.
Евгения Чернышова
По материалам: “РБК”