Яхта «Николаев»

На гражданском судне испытывалось оборудование для военных водолазов

Научно-исследовательские суда – моряки называют их НИС – бывают разными. Есть большие теплоходы, которые могут находиться в научном рейсе несколько месяцев без захода в порт. Сегодня к таким НИС относятся суда типа «Академик Мстислав Келдыш» водоизмещением 6 400 тонн. Они могут работать в любом из океанов. Есть суда поменьше, они работают в прибрежных морях.

Каждый НИС, даже серийный, отличается составом аппаратуры и решаемыми задачами. Но есть в нашем флоте научно-исследовательское судно – яхта, которая не входит в состав флота Академии Наук. Эта статья об очень необычном судне российского флота – научной яхте «Николаев»

Яхта

Яхта была построена в 2012 году на судостроительном заводе в городе Николаев. Уже одно это необычно. Дело в том, что в мире успешно развивается целая отрасль яхтенного судостроения. Есть компании, занимающиеся проектированием яхт, есть специализированные верфи, на которых строятся яхты всех возможных размеров, типов и назначений. Нашего героя заложили на верфи города, в котором были построены крупные военные корабли российского и советского флотов, начиная от парусников и эскадренных броненосцев Черноморского флота, и заканчивая авианесущими крейсерами советского ВМФ. Форма корпуса этой яхты очень необычна и напоминает корпус эскадренного броненосца начала ХХ века. Судно назвали в честь города, где его построили – Николаев. Длина яхты 24 метра, ширина – 7 метров. Водоизмещение «Николаева» 90 тонн, площадь парусов – 450 квадратных метров. Порт приписки яхты – Новороссийск, хотя она почти всегда находится или в Севастополе, или в Балаклаве.

Уникальность яхты заключается в её оборудовании. «Николаев» оснащён средствами для проведения подводных исследовательских работ и спасательных операций. На яхте имеется многолучевой эхолот Reson 7125, работающий на глубинах до 600 метров.

Яхта «Николаев» в Балаклаве (Фото: Андрей Максимов)

На судне смонтирована гидролокационная станция большой дальности. Есть водолазный комплекс для выполнения работ на глубинах до 160 метров. Это очень большие глубины для водолазов. Для обеспечения работы водолазов на яхте смонтированы барокамера и азотно-кислородная станция. Есть своя операционная и врач-физиолог для обеспечения глубоководных погружений. На «Николаеве» базируется подводный телеуправляемый аппарат – ПТА – с рабочей глубиной до 300 метров. Навигационные средства яхты позволяют позиционировать себя с точностью 0,2 метра. На борту есть тепловизоры, позволяющие управлять яхтой в сложных метеоусловиях и помогать при поиске людей в море. Это оборудование дает основание называть парусно-моторную яхту «Николаев» научным судном.

Капитан

Командует «Николаевым» капитан Гай Николаевич Юрченко – бывший офицер российского спецназа, обладатель крапового берета. В 1978 году он находился в Отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского и входил в группу офицеров, придумавших этот знак отличия спецназа внутренних войск. После службы в спецназе Гай Юрченко стал капитаном «Николаева».

В интервью «Звезде» Гай Юрченко рассказал: «В последнее время у НИС «Николаев» и некоторых подразделений Минобороны России складываются тесные деловые отношения. Проходят совместные испытания новых видов носителей буксировщиков, дыхательных станций… Командование Черноморского флота проявило интерес к совместному сотрудничеству в области поисковых работ на море. Наша аппаратура способна найти монетку на глубине 900 метров, тепловизор идентифицирует живое существо на дистанции пять миль в любых условиях».

Будни яхты «Николаев»

2 ноября 2013 года «Николаев» возвращался после отработки своими водолазами глубоководных погружений. Радист яхты принял сигнал SOS. Горел паром «Аnt-2». Оперативно получили от украинских пограничников разрешение выйти за пределы территориальных вод. Ночь, шторм в 6 баллов и сильный дождь. В таких условиях яхта приняла спасенных с горящего судна. После спасения пограничники разрешили «Николаеву» вернуться в территориальные воды и передать спасенных на берег.

Экипаж «Николаева» работает совместно и с Русским географическим обществом. Весной 2013 года был найден немецкий транспорт «Totila», потопленный в 1944 году при эвакуации немецких и румынских войск из Крыма. Весной 1944 года, два однотипных транспорта «Teja» и «Totila» (перед войной заказанные Советским Союзом сухогрузные теплоходы «Симферополь» и «Севастополь») вышли из румынского порта Констанца для эвакуации войск. Уйти от крымских берегов им не позволила авиация Черноморского флота. Оба транспорта были потоплены, но места их гибели точно были не известны. Вместе с теплоходами погибло около 10 000 немецких солдат. «Totila» была обнаружена на глубине 96 – 100 метров недалеко от мыса Херсонес. Зная подробности о бое 1944 года, у экипажа «Николаева» появился шанс найти и «Teja». Юрченко предполагает, что глубина, где затонула «Teja», около 170 метров, но она вполне под силу «Николаеву». Информацию о найденной «Totila» была передана правительству Германии.

Источник: zvezdaweekly.ru

Внешне самым ярким в истории яхты эпизодом стало участие «Николаева» в военно-морском параде в Севастополе в 2013 году. Оно породило массу слухов и сплетен. Яхта находилась в парадном строю среди боевых кораблей Черноморского флота. В Севастополе, как главной базе Черноморского флота, ежегодно проводятся парады кораблей в день ВМФ или 9 мая, или 12 мая в день Черноморского флота. Несколько раз в парадном строю стояли учебные парусники «Крузенштерн» и «Седов». Это было понятно и объяснимо. Этим парусникам 95 лет, и как спасательное судно «Коммуна», так же часто находящееся в парадном строю Черноморского флота («Коммуне» 108 лет) они символизируют преемственность моряков российского флота.

Слухи и сплетни

Появление яхты не совсем понятного назначения дало повод украинской стороне объявить яхту «Николаев» разведывательным кораблем ВМФ России. Тем более, что до 2014 года базировалась она на причалах Черноморского флота в Южной бухте. Но сделать украинская сторона ничего не могла, так как ограничения на заход в Севастополь касались только боевых кораблей, а «Николаев» был под гражданским флагом и с гражданским экипажем. Нет никаких доказательств, что экипаж «Николаева» принимал участие в событиях у берегов Крыма. О них смотри статьи «Псевдонаучная экспедиция» и «Тихие войны. Крымский сюрприз». Участвовал ли в этих событиях экипаж «Николаева» – неизвестно, но по мнению украинских военных – возможно. Ведь, по мнению экипажа яхты, в мире насчитывается не более десятка судов подобного уровня оснащения.

Яхтинг

Последние годы «Николаев» базируется в Балаклаве. На сайте яхты предлагается арендовать её для яхтинга и дайвинга. С «нулевых» годов в мире получил мощный толчок так называемый яхтинг – аренда больших яхт и небольших парусных шхун для путешествия по акваториям закрытых морей. Почти во всех портах Европы (до ковидной пандемии, разумеется) можно было увидеть пять – десять небольших шхун и больших парусных яхт, арендовав которые, возможно совершить путешествие по Балтийскому, Северному, Адриатическому, Средиземному морю. Поскольку это не круиз по расписанию, то маршрут можно выбрать самим. Причем, если аренда дорогих моторных суперяхт может достигать 500 000 – 700 000 евро за неделю, то путешествие на таких парусниках весьма бюджетно. В портах Балтийского моря, например, стояли голландские, финские, немецкие парусники, которые брали по 20 – 25 пассажиров, и которые за тысячу евро с человека предлагали путешествие по Балтике в течение 5 -6 дней. Единственным условием являлось полная загрузка шхуны. Постепенно это тенденция приходит и в Россию. Аренда яхты «Николаев» стоит 35 000 рублей в час. Подразумевается дайвинг с борта яхты.

Заключение

Вероятно, испытания новой техники для подводных работ проводятся на новых специальных кораблях военно-морского флота. Не надо забывать, что до 2014 года корабли, базирующиеся в Севастополе, не могли быть заменены на новые, современные. Правительство Украины не давало разрешение на такую ротацию. При такой ситуации использование судна, оснащенного самым современным оборудованием под гражданским флагом, было оправданным.

Со слов капитана Гая Юрченко, на яхте планируется съёмки документальных фильмов. Один из фильмов должен снимать режиссер Александр Тютрюмов. Фильм будет называться «100 дней в команде яхты «Николаев»».

Андрей Максимов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Заработок на процентах

Далее

Мы делили апельсин

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru