Обновлённая Государственная дума может начать свою работу с инициативы провести амнистию по штрафам за нарушение Правил дорожного движения (ПДД)
Как стало известно «Октагону», соответствующие предложения для депутатов готовят профильные автомобильные организации. Юристы подтверждают возможность проведения подобной процедуры, указывая, что ранее такая индульгенция никогда не затрагивала автомобилистов. Экономически бюджет, несомненно, потеряет, однако у предложения – прекрасные политические перспективы, уверены эксперты.
Идея амнистии по штрафам за нарушение ПДД исходит от организаций, отстаивающих интересы автомобилистов. Сразу после сентябрьских выборов представители этих объединений готовы передать в парламент свои предложения. Также инициаторами амнистии выступают Коллегия правовой защиты автовладельцев и общественное движение «Синие ведёрки». Источник «Октагона» в нижней палате парламента сообщил, что инициатива в том или ином виде вполне может получить развитие.
Согласно официальным данным Федеральной службы судебных приставов РФ (ФССП России), суммарная задолженность по штрафам за нарушение ПДД, находящаяся на взыскании у приставов в первом полугодии, превысила 18 млрд рублей, средняя сумма долга составила около 840 рублей. Всего в первом полугодии у сотрудников ФССП России находилось 21,7 млн исполнительных производств о взыскании штрафов, назначенных ГИБДД.
Простить миллиарды
О разумности объявления амнистии в разговоре с «Октагоном» заявил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, колоссальная сумма штрафов, которую до сих пор не выплатили россияне, объясняется тем, что многим просто их нечем платить.
– Экономическая ситуация в стране очень сложная. При этом штрафы растут постоянно, хотя на повышение безопасности дорожного движения это практически не влияет. Автомобилисты начали воспринимать штрафы не как наказание, а как очередной сбор или налог. Платим же мы за бензин, полис ОСАГО, так и здесь: хочешь ездить – плати штрафы, – пояснил Травин.
По его словам, многие уже даже не выясняют, за что получили тот или иной штраф, предпочитая фактически «откупаться». Однако, уточняет эксперт, люди начали выбирать, какой штраф они готовы оплатить, а какой – нет.
– Всё, как на рынке: эти персики стоят 250 рублей, я их, пожалуй, возьму. А вот эти, за 500, брать не стану, не по карману. В такой ситуации объявление амнистии представляется вполне справедливым. Думаю, вполне можно простить штрафы на сумму менее тысячи рублей, – указал Травин.
Он также напомнил: в стране регулярно организуются амнистии. Например, для отбывающих наказание в исправительных колониях. Другая категория – дачники или те, кто недоплатил налоги или страховые взносы.
Проведение амнистии по штрафам не потребует радикальных законодательных изменений. Статья 31.7 Кодекса об административных правонарушениях содержит норму, согласно которой постановление об административном наказании может быть отменено в ряде случаев. В числе таковых называется и проведение амнистии.
«Пока же выходит, что государство готово прощать и выпускать на свободу профессиональных преступников. Однако не может простить любителя прокатиться с ветерком». – Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.
Аналогичной позиции придерживаются и представители общественного движения «Синие ведёрки». Координатор организации Юлия Каблинова заявила «Октагону», что идею амнистии для Москвы даже следует расширить: распространить меру на отмену штрафов Московской административной дорожной инспекции, часть из которых сейчас массово обжалуют в судах из-за сомнений в легитимности приложения «Помощник Москвы», с помощью которого нарушения были зафиксированы.
– Есть немало претензий и к штрафам, выписанным с помощью камер автоматической фиксации, часть из них является ошибочной и несправедливой. Безусловно, вся эта штрафная экономика отравляет жизнь многих людей, и подобная инициатива не может быть не встречена с самой позитивной стороны, – указала Каблинова.
Нет препятствий
Для проведения амнистии по штрафам ГИБДД нет юридических препятствий, указывает в разговоре с «Октагоном» руководитель коллегии адвокатов «Князев и партнёры» Андрей Князев. Однако, по его словам, авторам инициативы необходимо аргументированно обосновать её реализацию. Он предположил, что простить штрафы можно, например, только тем автомобилистам, которые допустили незначительные нарушения ПДД.
– Одно дело, когда девочка в первый раз получила штраф, и совсем другое, когда мы имеем дело со злостными нарушителями, которых пять раз лишали водительских прав, – объясняет Князев.
По данным ГИБДД, чаще всего водителей наказывают за следующие нарушения: превышение скорости, несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона, непристёгнутый ремень, а также отсутствие полиса ОСАГО и нарушение правил тонировки.
Князев отмечает, что подчас государству дешевле и проще простить автовладельцу штраф, нежели взыскать его. По его словам, «нерентабельно бегать за гражданином, чтобы стрясти с него тысячу рублей». Он также подтвердил, что штрафы за нарушение ПДД в России чересчур высокие: за некоторые нарушения предусмотрены санкции в размере пяти тыс. рублей, в то время как многие жители регионов получают зарплату 15–20 тысяч рублей.
Очевидно, что такая амнистия может оказать и позитивный политический эффект. Властям нужно каким-то образом повышать уровень лоялизма и принимать популярные решения, считает политолог Дмитрий Михайличенко. Он предположил, что инициатива будет встречена позитивно частью общества, это будут не самые бедные его слои.
Впрочем, у амнистии для автомобилистов находятся и противники, которые придерживаются мнения, что подобное «прощение» подстегнёт водителей к дальнейшему нарушению ПДД.
«Такая амнистия – это отнюдь не акт гуманизма, а включение зелёного света для нарушителей. Очередной рецидивист за рулём обрадуется – слава богу, простили – пойдёт и ещё накатит. После чего сядет за руль пьяным, например». – Сергей Храпач, председатель правления организации «Межрегионавтотранс».
Он напомнил, что президент поставил задачу добиться нулевой смертности на дорогах. Однако идея амнистии, скорее всего, пойдёт вразрез с поручением главы государства, указывает собеседник издания.
Тем временем треть водителей считают, что их штрафуют несправедливо, таковы результаты всероссийского опроса, проведённого ранее автомобильным порталом «Дром». При этом лишь четыре процента опрошенных сумели отстоять свою правоту в суде.
Как заявил «Октагону» автомобильный эксперт Вячеслав Субботин, амнистия как таковая не решит проблем. По его мнению, ключевая проблема заключается в том, что механизм обжалования штрафов практически утрачен.
– Фактически мы откупаемся, но к безопасности движения это не имеет ровным счётом никакого отношения. С таким же успехом можно начать продавать абонементы на нарушения, – считает Субботин.
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”