Минтруда собирается опрашивать население по поводу качества работы чиновников.
Переход с ручного управления на прозрачное и всенародное, в скором времени, коснется самых высоких эшелонов власти. Для того, чтобы получить обратную связь и узнать мнение народа о работе чиновников, государственные ведомства начнут проводить уличные и онлайн-опросы граждан о качестве обслуживания в присутственных местах. Если окажется, что народ кем-то недоволен, тому предстоит объясняться перед начальством.
Власть планирует создать целую систему контроля, в которой заметную роль будет играть глас народа. Теперь не народ будет бегать за чиновниками, а они за народом, чтобы узнать, все ли их клиентам понравилось. Как сказано в аннотации к программе, общественная оценка может проводиться как с помощью очных, так и заочных опросов. «Для обеспечения репрезентативности выборки респондентов общественную оценку рекомендуется проводить с использованием различных способов сбора информации, отражающей общественное мнение об объекте общественной оценки», – говорится в методическом документе. Иными словами, на одном способе никакое ведомство зацикливаться не должно. В ход пойдут все методы мониторинга: и смайлики, и SMS, и уличные анкеты, и далее по списку. Во время очного анкетирования граждан будут опрашивать непосредственно в присутственных местах. Пришел в ЖЭК, оформлять паспорт, регистрироваться, а тебя на выходе спросили, мол, как все прошло? Обходителен, расторопен, профессионален ли был принимавший чиновник? Также предусматриваются уличные опросы граждан и очные опросы экспертов. Поэтому каждый из нас получит возможность высказаться по поводу чиновников.
Что касается заочных исследований, то здесь методов еще больше – это и анкеты в канцеляриях (которые можно заполнить в тишине, а не под пристальным взглядом чиновника), и SMS-опросы граждан, почтовые опросы, телефонные опросы. Отдельным пунктом выделяют опросы через Интернет. «Для привлечения граждан и представителей референтных социальных групп и институтов к опросу рекомендуется размещать баннеры или гиперссылки, ведущие на веб-страницу с опросом, на страницах крупных поисковых систем, интернет-порталах и других сайтах с высоким уровнем посещаемости, – говорится в методическом документе, подготовленном Минтрудом. – Примерами таких интернет-ресурсов являются Yandex, YouTube, Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир, Wikipedia, LiveJournal, RuTube, Liveinternet, Fotostrana, Я.ру, Twitter и т.д.».
Но эксперты уверены, что он-лайн опросы в стране, где легко умудряются вбрасывать лишние бюллетени в корзины и приписывать целые районы к определенным избирательным округам, подправить результаты интернет-голосования – проще простого. «По поводу оценок по интернету могу с уверенностью сказать – любой чиновник накидает на себя таких замечательных отзывов, что получится не чиновник, а песня. Это все наивные размышления, – говорит автор книги «Великое культурное одичание», создатель системы рекламации как механизма контроля деятельности чиновников Владимир Дашкевич. – Нужно вводить метод рекламации на должности, отвечающие за конкретные вещи: медицинское обслуживание, транспорт, экологию – за то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Все это нужно оформлять в виде рекламаций, которые гражданин должен подавать раз в год. Я назвал это систему «рейтингономикой». Только в этом случае чиновник должен отвечать за определенную социальную проблему, чтобы качество его работы можно было оценить по конкретным критериям. Если качество его обслуживания гражданам не нравится, и доверенный ему участок плохо им обслуживается, граждане ставят ему черную метку. И начальники, судя по оценкам в рекламации, делают вывод, на кого нужно воздействовать, кого поощрить, а кого снять с места. Пока рекламация не будет официальным документом, как бюллетень на выборах, но не раз в пять-шесть лет, а каждый год, система работать не будет. Хорошо бы чиновников оценивали по двум параметрам: насколько он понизил уровень рекламации за год и насколько малыми средствами смог решить проблемы в своем секторе. Если понижения нет, и средства на решения проблемы тратились экономно – чиновник эффективен. Заполнение анкеты должно происходить как на выборах. Система отметок только очная с регистрацией паспортных данных гражданина. Все как на выборах. Но, при этом, если все хорошо, отмечать ничего не надо. Отмечать нужно плохую работу, а не хорошую. Гражданин платит налоги – это и есть его «да», которое он говорит государству, а рекламация – это то «нет», которое он тоже говорит государству. Гражданин платит налоги и имеет право за свои деньги контролировать качество обслуживания». Однако, как обещают разработчики из Минтруда, их метод ничуть не хуже. Вопросы будут сформулированы четко, коротко, доступно для понимания, без использования специальной юридической терминологии, без двойных отрицаний, например: «Не считаете ли вы, что не следует…». При этом формулировать их будут так, чтобы они звучали нейтрально и не вызывали заранее определенную реакцию. Ведь бывают такие вопросы, ответ на которые как бы вытекает сам собой. Еще предусматривается опрос через электронные терминалы, расположенные непосредственно в местах предоставления государственных услуг. Там появятся специальные кнопочки для недовольных. Например, для посетителей могут разложить анкеты с веселыми и грустными смайликами, переняв практику у кафе и банков. Так что настроение клиента после посещения чиновника станет не только его личным делом, но и заботой гос.служащего.
Таисия ИЛЬИНА