Такой достопримечательности нет ни в одной стране мира.
Увидев эти «болванки», установленные в качестве опор для заборной сетки (на снимке), фронтовики наверняка воскликнут: «Да ведь это же снаряды легендарной «Катюши!».
И будут правы: они самые, которые вот уже около 70 лет охраняют покой обитателей дачи на берегу реки Воря.
А история такая.
С 1941-го по 1963 год в деревянном особняке на улице имени Пархоменко жил видный советский ученый Александр Ахматов, принимавший участие в разработке атомной бомбы. Выпускник МГУ сначала работал в Институте физики и биофизики, а с 1932-го по 1978-й заведовал кафедрой физики в станкоинструментальном институте (ныне – МГТУ «Станкин»). Долгие годы состоял в Международной комиссии по физике ЮНЕСКО. Ученые всего мира приезжали к нему в Хотьково.
В конце войны решил физик огородить участок штакетником. А где взять столбы?
И тут подвернулся Ахматову знакомый директор секретного предприятия, производившего снаряды для «Катюши». Он-то и предложил ученому в качестве опор те самые «болванки», без боевого заряда – неликвид то есть. Он же, кстати, и помог Ахматову перевезти эти «сваи» на берег Вори.
Впрочем, здесь требуется небольшое уточнение. Реактивный снаряд «Катюши» в форме цилиндра в войну постоянно модернизировался. Видимо, какой-то завод начал выпускать новую его разновидность (всего их было около десяти), а произведенные ранее остались невостребованными. Именно им, скорее всего, и нашел неожиданное применение директор «ящика».
…Чтобы своими глазами увидеть чудо-забор, отправляюсь на окраину Хотьково. Вот и знаменитый дом под номером два, что на улице Пархоменко – первый в четном ряду, на высоком косогоре. Иду по узкой тропинке, и вижу: вот они. Лоснятся на солнце. Сверхпрочные, из легированной стали, не тронутые ржавчиной, хоть и выплавлены в далекие сороковые годы. Не подвластен этот металл времени. Сетка к «столбам» цилиндрической формы диаметром 13,1 сантиметра прикреплена стальной проволокой. Стоят ровно, навытяжку – как солдаты в строю.
На лужайке под горой пасутся козы. Их хозяйка Евгения Дмитриевна Доленко, увидев в моих руках фотоаппарат, сразу догадалась:
– Будете ракетный забор снимать? Он – наша хотьковская достопримечательность. Нынче, похоже, только здесь и можно увидеть снаряды легендарной «Катюши».
Поведала, что с соседкой – женой покойного ученого, Розой Михайловной – общается, когда та приезжает.
– Душевный, умный человек. С юморком. На сорок лет моложе своего покойного супруга. По ее словам, муж для профилактики, улыбаясь, не раз говаривал: «Смотри, Роза, один из снарядов – боевой!». Но «боевой» так и не взорвался – юная жена физика вела себя безупречно.
С этими словами моя собеседница широко улыбнулась, после чего, выдержав паузу, добавила:
– Рассказывают, что профессор Ахматов увлекался селекцией. Скрещивал различные сорта сирени, пока не вывел свой – ахматовский, с особым окрасом и волшебным – на особицу – запахом. Из-за границы привозил диковинные саженцы, семена, разводил, а потом щедро делился с соседями. Сегодня участок зарос всякой всячиной, а при Александре Сергеевиче вокруг дома, рядом со снарядами «Катюши», пылали розы – «розы для любимой Розы», как любил повторять свой фирменный каламбур Ахматов.
Юрий МАХРИН|
Фото автора