Умер великий французский актер Жан-Поль Бельмондо

Без него невозможно представить историю кино

 

Французский актер Жан-Поль Бельмондо скончался в возрасте 88 лет. Роль неприкаянного преступника Мишеля Пуакара в фильме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» уже в молодости навсегда превратила артиста в икону кинематографа. Это не помешало Бельмондо сыграть еще десятки запоминающихся ролей — в фильмах авторских и коммерческих, в комедиях и экшенах, на родине и за рубежом. На протяжении десятилетий француз был подлинной, не способной угаснуть кинозвездой, самим воплощением киногении, его появление в кадре мгновенно придавало любому фильму харизматичности, эротичности, жизни. Лучшие роли Жан-Поля Бельмондо — в галерее «Ленты.ру».

Годаровский «На последнем дыхании» не был хронологически первым фильмом французской «новой волны», но именно он запустил ее как явление, навсегда изменившее кино. Это было бы, конечно, невозможно без совсем молодого, но уже неотразимого (о, этот фирменный жест с вождением пальцем по губам!) Бельмондо в роли Мишеля Пуакара, одержимого Хэмфри Богартом преступника, которого можно было бы назвать бунтарем без причины, если бы эта причина не была так очевидна. Его бунт — и есть сам кинематограф.

Бельмондо сыграл в четырех фильмах Годара — и его выход в «Безумном Пьеро» по-своему не уступает роли в «На последнем дыхании». Здесь артист тоже разыгрывает эксцентричный в своей бессмысленности персональный криминальный мятеж — уже буржуа, сбегающего от рутины в мир романтического влечения и преступных проделок, но в этот раз Бельмондо еще и наделяет своего героя пронзительно грустной самоиронией.

Чаще всего Бельмондо доставались в кино роли авантюристов, гангстеров, хулиганов, но были и блестящие, завораживающие исключения. В первую очередь это «Леон Морен» Мельвиля, где актер так убедительно играет стоически выдерживающего любовный интерес прихожанки священника, что в ключевой сцене, кажется, буквально начинает источать святость. Фантастический образец даже не присутствия в кадре, а растворения артиста в самой материи кино.

Французское кино XX века знало немало прекрасных и популярных у публики артистов, но все-таки по уровню киногении и народной любви никто из них не мог сравниться с двумя звездами-небожителями — Бельмондо и Делоном. К счастью для зрителей, эта парочка не имела ничего против того, чтобы появляться на экране вместе. Самым запоминающимся образом — в костюмной гангстерской драме «Борсалино», где их герои сначала собачатся из-за девушки, чтобы затем стать лучшими друзьями и соратниками по переделу криминального мира. Не худшая метафора для их влияния на мир кино!

Бельмондо чаще играл персонажей, обитающих по ту сторону закона, но и редкие выходы в качестве полицейских ему удавались. Доказательство — например, триллер Анри Вернея, в котором герой актера ведет охоту не только на терроризирующего Париж убийцу женщин, но и на не менее легендарного гангстера. Бельмондо играет эту полицейскую работу на два фронта как натуральное умопомрачение, изматывающее его персонажа, но не способное его остановить.

Парадоксальный талант Бельмондо, которому удавалось в равной степени символизировать на экране и телесность, и интеллект, и иронию, во всей многогранности раскрывается в авантюрной трагикомедии Луи Маля. Здесь актер одинаково эффектно карабкается по стенам обреченных быть обчищенными домов, очаровывает истосковавшихся по подлинной мужественности женщин, а еще отпускает реплики, в которых смешное соседствует с провидческим — кажется, бесцеремонность его персонажа предугадывает восстание против респектабельного мира взрослых, которое потрясет Францию в мае 1968-го.

В 1970-х Бельмондо решил превратиться в полноценную экшен-звезду — и успешно этот план осуществил, сыграв в нескольких подряд фильмах, балансировавших на грани между боевиком и комедией. Возможно, больше всего зрителям оказался мил его «Профессионал», где уже зрелый актер выдает натурального франкофонного Рэмбо, безжалостного и к чужим, и к предавшим его своим. Вот только у Сильвестра Сталлоне никогда не появлялось на экране такой лукавой, как у Бельмондо, ухмылки.

Еще один флагман французской «новой волны» Франсуа Трюффо называл Бельмондо «бесспорно лучшим, самым разнообразно одаренным актером поколения». В свете этих слов даже жаль, что они всего лишь раз поработали вместе — на страстной, красочной мелодраме о владельце плантации, на свою голову связавшемся с авантюристкой. Бельмондо здесь не только вполне выдерживает дуэт с не менее магнетической Катрин Денев, но и наделяет классицистские устремления киномана Трюффо дыханием современности.

Жан-Пьер Мельвиль для создания легендарного статуса Бельмондо сделал, пожалуй, не меньше Годара. И если «Леон Морен, священник» предоставлял актеру возможность предстать на экране в неожиданном, неочевидном свете, то «Стукач», напротив, возводил в абсолют его фирменное амплуа. Бельмондо здесь — образец криминального шика, воплощенный стиль с темным прошлым и… несправедливая жертва обвинений в сотрудничестве с полицией.

Несмотря на то что первую славу ему принесли совместные работы с режиссерами «новой волны» (и их кумиром Мельвилем), Бельмондо не скрывал своих популистских вкусов в кино. Он любил смотреть боевики, комедии, приключенческие мелодрамы — и обожал в них сниматься. Свой же талант к подобному легкому материалу он впервые продемонстрировал в «Человеке из Рио», искрометной шпионской пародии, о которой сам он говорил, что всегда предпочтет вот такое несерьезное кино «скучным интеллектуальным драмам».

Французская пресса 1960-х смело пускалась в сравнения только прославившегося Бельмондо с другим обладателем мгновенно запоминающейся, врожденно киногеничной внешности — Жаном Габеном. Тем логичнее, что один из самых естественных своих перформансов Бельмондо выдал в паре с Габеном — в «Обезьяне зимой», трогательной и бесстыжей одновременно трагикомедии о дружбе двух алкоголиков, пожилого и молодого.

Какая, казалось бы, безделушка: Бельмондо, на пике своего периода увлечения комедийными экшенами всех мастей, теперь эффектно поигрывает мышцами лица (и не только) в двух ролях сразу — неуклюжего и нескладного автора дешевых шпионских романов и могучего, великолепного протагониста этих произведений, каким он видится себе в воображении. Тем удивительнее, насколько Бельмондо этой комичной дихотомии отдается — мгновенно заражая своей любовью к материалу и зрителя.

Миллионер, импресарио, светский лев со связями по всему Парижу и далеко за его пределами — и одновременно запутавшийся в своих махинациях и обманах пройдоха почти бендеровских масштабов. Серж Александр Ставиский, реальный финансист и мошенник, смерть которого в 1930-х привела во Франции к политическому кризису, кажется, жил для того, чтобы когда-то в будущем его однажды сыграл Бельмондо. Тот это впечатляющим в своей амбивалентности образом и сделал — и недооцененность «Ставиского» поэтому кажется почти преступлением.

По материалам: “Лента.Ру”

Ранее

«Это был шок для всех»

Далее

Военный переворот в Гвинее «встряхнет» рынок алюминия

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru