Депутаты хотят, чтобы президент назначал своих сенаторов.
Депутаты Госдумы внесли в нижнюю палату парламента законопроект поправок в Конституцию, который дает президенту право назначать часть сенаторов в Совет Федерации. Согласно этой инициативе, помимо представителей от губернаторов и законодательных собраний регионов, в верхнюю палату по квоте главы государства войдут до 10 % сенаторов от общего числа представителей субъектов. Сейчас в Совете Федерации представлены 166 сенаторов – по два человека от 83 регионов. Если проект закона будет одобрен, в СФ появится еще 16 представителей, назначенных президентом.
Для внесения в Госдуму законопроекта, изменяющего положения Конституции, необходимо 90 подписей законодателей. Под этим проектом закона свои подписи поставили 91 депутат – представители фракций ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России». «Единая Россия» пока не определила свое отношение к предлагаемому документу.
Инициатор законопроекта Владимир Жириновский озвучил эту идею еще прошлой осенью, во время встречи с Владимиром Путиным. Затем предложение поддержал и Геннадий Зюганов. Судя по всему, идея Кремлю пришлась ко двору.
Жириновский тогда же предлагал сделать президентских сенаторов пожизненными, но в нынешнюю редакцию законопроекта эта норма не попала.
Некоторые эксперты посчитали, что политические тяжеловесы собираются на покой и готовят себе «синекуру» в виде сенаторского кресла.
«Зюганову в 2016 году будет 72 года, Жириновскому – 70, – приводит слова политолога Станислава Белковского gazeta.ru. – И, конечно, уже неприлично им, как мальчишкам, скакать перед электоратом. Это должны делать другие люди».
Впрочем, дело не только в «теплых» местах для политиков со стажем, – президентские квоты сенаторов в том или ином виде существуют в парламентах многих государств.
«Анализ мирового опыта двухпалатных парламентов демонстрирует, что практика назначения членов верхней палаты парламента главой государства весьма распространена, причем как в федеративных, так и в унитарных государствах, – пишет в своей статье в «Независимой газете» заместитель председателя экспертного совета Фонда ИСЭПИ Родион Михайлов. – В целом, данная практика охватывает около 40 государств, причем, в большинстве из них парламенты являются выборными органами. <…> …президентская квота позволила бы отрядить в СФ политических тяжеловесов – лидеров с большим государственным и политическим опытом, тех, кто на практике и детально знает систему функционирования государственной власти и способен использовать данный опыт на благо страны».
Мнения экспертов о возможности назначения президентом «своих» сенаторов разделились. Одни в инициативе депутатов видят рациональное зерно, другие же считают, что этот закон не будет способствовать развитию парламентаризма в России.
«Вопрос о возможности формирования в Совете Федерации «президентской квоты» имеет под собой определенные основания, отражающие, в том числе, природу Российской Федерации как федеративного государства», – сказал «Газете.ru» директор Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский. По его словам, сегодня в Совете Федерации «представлена только одна сторона федеративных отношений – региональная, в то время как федеральный центр своего представительства в верхней палате не имеет».
«Это предложение в стиле экстравагантных идей Владимира Вольфовича, – считает заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков, мнение которого приводит m.expert.ru. – Но, по-моему, оно совершенно несвоевременное. Вся политическая реформа нацелена на то, чтобы система была максимально открытой, прозрачной и конкурентной. Задача не в том, чтобы кого-то навечно куда-то назначать, а создавать стимулы для появления новых людей, для ротации. Конечно, можно рассматривать СФ как место для синекур. Но это не правильно. Если мы федеративное государство, то верхняя палата имеет серьезные функции. И если там будут работать люди, пользующиеся поддержкой населения, это повысит качество российского парламентаризма. А если будут попадать люди, обязанные своим назначением главе государства, качество парламентаризма это не улучшит».
Для внесения изменений в Конституцию необходима поддержка двух третей депутатов Госдумы, то есть 300 голосов. И судьба этого законопроекта, впрочем, как и всех других, будет зависеть от позиции «Единой России». Но если Кремлю идея президентских сенаторов действительно понравилась, тогда можно считать, что вопрос решен.
Геннадий ШАЛАЕВ