“Профсоюзы, к сожалению, выполняют работу, которую должно осуществлять государство”
С 2014 года Крым фактически является «серой зоной» для международного морского права, что лишает местных моряков возможности открыто наниматься на иностранные суда. В ход идут длинные схемы, а наживаются на этом сомнительные крюинговые компании, которые, отправляя крымских моряков в рейсы, не гарантируют ни юридической защиты, ни даже оплаты труда. Как стало известно «Октагон.Крым», в особо сложном положении находятся рыбаки. Последний пример: около десяти человек более полугода просидели на корабле в испанском Лас-Пальмасе не только без денег, но даже без достаточного количества еды и воды.
Об этой ситуации «Октагон.Крым» рассказала инспектор ITF (Международная федерация транспортников, International Transport Workers’ Federation. – τ.) из Новороссийска Ольга Ананьина.
– Я их называю «крымской группировкой». Это все наши люди, которые были вовлечены в рыболовную отрасль ещё при Украине. Они вербуют народ в Лас-Пальмас через крымские полулегальные крюинги (Компании, которые занимаются наймом моряков на суда. – τ.). А учитывая безработицу, связанную с санкциями, люди идут непонятно на что… У них вообще два варианта: либо наниматься в рабство к дальневосточникам (там тоже ужасные условия), либо идти на рыболовецкие суда-оффшорники, которые остались в Севастополе и Керчи, – говорит инспектор.
Без еды и воды
Оказавшись в Лас-Пальмасе, люди попадают на фактически брошенные суда и остаются там не только без работы, но и без денег. «Октагон.Крым» пообщался с одним из членов экипажа такого судна Сергеем:
– В декабре этого года я через крюинг устроился на судно в Лас-Пальмасе. Планировалось, что два месяца будут идти ремонтные работы, а затем мы отправимся на промысел. Но ничего не произошло. Ремонт так и не был сделан, на промысел мы не ушли. Всё это продолжалось до мая. Потом нескольких членов команды отправили домой, с ними расплатились. Остальные остались на судне ждать оплаты. Судовладелец только предлагал оплатить дорогу домой, но люди хотели получить свои деньги, поэтому ждали.
В итоге оставшиеся члены команды попали в адскую ситуацию: они находились без денег, без работы и даже без еды и питья на корабле в чужой стране.
– По контракту нас на 8 долларов в день должны были кормить, но там и на 2 доллара не набиралось. В иные дни провизии оставалось на сутки-двое, воды почти не было, – рассказал Сергей.
Изначально судовладелец кормил обещаниями о том, что расплатится с командой. Потом грозил за любое возмущение перевести «в пассажиры» без оплаты по контракту. А закончилось всё тем, что он и вовсе отказался выполнять обязательства, сославшись на некоего другого судовладельца.
Никаких концов не найти
В распоряжении «Октагон.Крым» есть аудиозапись разговора этого судовладельца с членами экипажа. По этическим соображениям её невозможно цитировать. Сквозь крик и отборный мат, отправляющий моряков по известному адресу в ответ на их робкие просьбы решить вопрос с оплатой, проскальзывает лишь одно:
«Я всего лишь акционер, идите к судовладельцу и с ним решайте все вопросы!»
Наниматель рыбаков, изначально называвший себя судовладельцем
Примечательно, что именно этот человек сначала именовал себя судовладельцем, но потом решил перестать им быть.
– Со мной не расплатились ещё за предыдущий рейс, но там был другой судовладелец. Я пошёл к этому, надеясь заработать в расчёте, что и за тот рейс со мной расплатятся рано или поздно. Но за первый контракт я так денег и не получил, за второй тоже не хотели расплачиваться. К тому же оказалось, что оба судовладельца заодно, – рассказал Сергей.
Фамилии этих нечистых на руку судовладельцев известны, но подобраться к ним крайне проблематично.
– Формально вы концов не найдёте. Это проблемы рыболовной отрасли. Мы не можем найти истинного судовладельца, это всё равно будут оффшоры, реальные судовладельцы не будут просматриваться в официальных источниках, – говорит инспектор ITF Ольга Ананьина.
Более того, рыбаки вообще не включены в международную конвенцию о труде в морском судоходстве. И ITF никак не может влиять на ситуации с рыболовецкими судами, хотя и не оставляет их без внимания, пытается помочь.
Стоит оговориться, что ITF – общественная организация, объединяющая профсоюзы моряков. Помощь ITF в сложных ситуациях – это, по сути, благотворительность.
«Профсоюзы, к сожалению, выполняют работу, которую должно осуществлять государство».
Ольга Ананьина инспектор ITF
Для рыбака Сергея пребывание в Лас-Пальмасе закончилось в середине сентября, когда он вернулся домой в Крым. И, к счастью, с ним почти расплатились, благо помогла крюинговая компания, через которую он нанимался. Но для некоторых членов экипажа ад всё ещё продолжается: они до сих пор находятся в Лас-Пальмасе и денег так и не получили.
Масса трудностей и без этого
Подобные ситуации происходят постоянно. Проблема с крымскими рыбаками длится годами, и ничего не меняется: крюинги берут деньги за трудоустройство, затем людей отправляют неизвестно куда.
– Это просто замкнутый круг! В Крыму какое-то государство в государстве. Если на материке мы ещё как-то можем помочь, то для крымчан это сделать сложно, – говорит Ольга Ананьина.
По её словам, ситуация отягощена целым набором проблем, связанных с санкциями. Мировое сообщество не признаёт Крым российским, отсюда и масса трудностей при оформлении документов, позволяющих работать на иностранные компании. Например, морякам приходится искать регистрацию не на полуострове и иметь по два комплекта документов: украинских и российских. Это позволяет трудоустраиваться и через украинские, и через российские крюинги.
Перевести деньги на полуостров от иностранной компании невозможно, поэтому приходится заводить счёт в материковом банке, а уже оттуда переводить деньги в Крым.
Раньше к этому добавлялась и проблема с дипломами, полученными в крымских учебных заведениях, но, как выяснилось, она уже не существует, потому что крымские учебные заведения, готовящие моряков, стали сотрудничать с такими же учреждениями на материке.
«Октагон.Крым» пообщался с одним из капитанов, работающих на арабскую компанию.
– Документы нужно делать такие, чтобы Крым и Севастополь нигде не были указаны, если хочешь работать под иностранным флагом. Моряк каждые пять лет обновляет свои сертификаты, у него есть диплом, который он получил в учебном заведении, есть рабочий диплом и целая пачка сертификатов, для получения которых тоже нужно учиться. Если там будет стоять Севастополь и Крым, проблемы при устройстве на работу неизбежны, – рассказал капитан.
Ко всем этим проблемам добавляются и крюинговые компании, имеющие сомнительную репутацию, где берут большие деньги за трудоустройство.
В одном из крымских морских агентств «Октагон.Крым» рассказали, что если человек с нуля захочет стать матросом на рыболовецком судне, за обучение, которое продлится около трёх месяцев, а также за пакет документов, куда входят и необходимые сертификаты, ему придётся заплатить чуть более 100 тыс. рублей.
– Но на этом рынке есть и те, кто наживается обманом. Вот приходит в крюинг молодой и начинающий, без образования, хочет оформить документы, ему называют сумму в 300 тыс. рублей, он на веру отдаёт эти деньги за полный пакет документов, на том всё и заканчивается, – пояснили в крюинге.
«А потом он приходит к нам. И оказывается, что его обманули: и стоит это дешевле, и учиться нужно».
Одно из крымских крюинговых агентств
Если со сложностями в оформлении документов для работы под иностранным флагом вопрос более-менее решаем (сложно, но можно, как заверили в севастопольском отделении Российского профсоюза моряков: «кто хочет, тот работает»), то не попасться на уловки мошенников может только очень осторожный и осмотрительный моряк.
Очевидно, что не последнюю роль в исправлении этой ситуации должно играть государство, а не общественные организации, такие как ITF и национальный профсоюз. И тем более государство должно вмешиваться в истории, когда крымские моряки за рубежом попадают в беду и им нужна реальная помощь.
Андрей Мединский
По материалам: “Октагон”